
Бережливые технологии помогут повысить производительность труда транспортных предприятий Нижегородской области. Соответствующий проект будет разработан до конца года. Как это повлияет на развитие отрасли — обсудили на транспортном форуме, который традиционно состоялся на площадке Торгово-промышленной палаты Нижегородской области.
Ответ на дефицит Транспортный форум собрал представителей отрасли уже в десятый раз.«Вопросы, которые мы рассматриваем — это вопросы, которые волнуют руководителей транспортных предприятий, — отметила генеральный директор ТПП Нижегородской области Ольга Акимова. — По итогам мероприятия традиционно издаётся резолюция, которая направляется не только в правительство Нижегородской области, но и в федеральные структуры. Мы отслеживаем ситуацию с резолюцией и рассчитываем на то, что наши инициативы и мнения будут услышаны».
Одним из ключевых вопросов прошедшего юбилейного транспортного форума стало повышение производительности труда транспортных предприятий.
«Транспортная отрасль сталкивается с большими вызовами. Один из них — критическая нехватка человеческих ресурсов, — сказал заместитель министра транспорта и автомобильных дорог региона Денис Рябинин. — И в общественном транспорте, и в грузоперевозках мы боремся за одних и тех же людей. Повышаем постоянно зарплату, но новые люди всё равно неохотно приходят в отрасль. Критическим моментом становится повышение производительности труда. Производительность труда — ответ на кадровый дефицит».
По словам Дениса Рябинина, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин поставил задачу разработки программы повышения производительности труда для транспортной отрасли.
«У железной дороги давно работает система бережливых технологий и они получают большой сопутствующий эффект и с точки зрения денег, и с точки зрения экономии времени», — отметил Денис Рябинин.
Применение бережливых технологий уже опробовали на Нижегородпассажиравтотрансе. Новые процессы В 2025 году Нижегородпассажиравтотранс был переведён на брутто-контракты.
«Предприятие получает фиксированный платёж за выполненное количество рейсов и для региона критически важно, чтобы его эффективность повышалась, а издержки снижались», — сказал Денис Рябинин.
Для этого с марта по сентябрь 2025 года производственные процессы предприятия были пересмотрены с точки зрения повышения производительности труда.
Заместитель министра транспорта привёл два примера, когда удалось достигнуть позитивного эффекта — дозаправка технических жидкостей и мойка.
«Выявлено, что очень много лишних движений автобусами совершается для дозаправки технических жидкостей и в то же время нерационально используются водные ресурсы, которые можно также экономить, — рассказал Денис Рябинин. — Дозаправку вынесли за цех, изменили логистику перемещения автобусов. Процесс стал занимать вместо 30 минут — 15 минут, а пробег снизился на 200 метров. Почему это не делали раньше? Ответ перевозчика был прост: «Всегда делали так». Порой для внедрения позитивных изменений нужен трезвый взгляд со стороны».
Согласно расчётам, годовой экономический эффект составит — 8,5 млн рублей.
В случае с мойкой внедрение бережливых технологий хоть и не принесло существенной экономии денег, но время процесса сократилось с 8 минут до 6‑ти.
«Две минуты кажется очень мало, но НПАТ ежедневно выпускает на линию около 400 автобусов, которые ежедневно проходят мойку. Экономия времени получается колоссальная», — сказал Денис Рябинин.
Программа, которую поручил создать губернатор, будет принята до конца года. Большое внимание в ней, по словам замминистра, уделяется грузоперевозкам. Денис Рябинин призвал крупнейших грузоперевозчиков поучаствовать в проекте повышения производительности труда. Пошли в рост Бережливые технологии на предприятиях Нижегородской области внедряются с 2019 года. По 2024 год эта мера поддержки реализовывалась в рамках национального проекта «Производительность труда», а с 2025 года — в рамках федерального проекта «Производительность труда» нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».
На предприятиях-участниках федерального проекта работают специалисты регионального центра компетенций (РЦК), выявляя «узкие места» и предлагая решения по их устранению.
Так, например, на 16% выросла выработка у нижегородского изготовителя алюминиевых деталей. В первую очередь эксперты поработали над процессом изготовления литья с механической обработкой, на который приходится 23% выручки компании.
«Ключевыми направлениями улучшений стали сокращение времени переналадки машины литья в два раза за счет внедрения стандартизированной работы. Кроме того, для оптимизации логистики на производстве была изменена система размещения оборудования, что позволило сократить расстояние перемещений на 50 метров. Эти и другие нововведения помогли сократить время протекания процесса на 33 процента и на 16 процентов увеличить выработку», — рассказал министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов.
Нижегородский изготовитель теплового оборудования снизит время производственного процесса на 25% благодаря бережливым технологиям.
«Эксперты РЦК проанализировали работу компании и совместно с сотрудниками предприятия выбрали пилотный поток – процесс производства электрокотлов. Доля потока в выручке компании составляет 50 процентов. По предварительным прогнозам, к моменту завершения проекта время протекания процесса пилотного потока снизится не менее чем на 25 процентов – с 60 до 45 часов, а выработка вырастет на девять процентов», – рассказал Максим Черкасов.
Количество участников проекта постоянно растёт. 300‑м стал стекольный завод.
«Повышение производительности труда напрямую влияет на эффективность и конкурентоспособность наших предприятий, — отмечал губернатор Глеб Никитин. — Наш регион был одним из первых, где началось внедрение инструментов бережливого производства на системном уровне, и мы активно продолжаем эту работу. Нижегородская область стабильно входит в десятку регионов страны по количеству предприятий-участников федерального проекта, а региональный центр компетенций занимает одну из лидирующих позиций в стране по качеству работы. В среднем выработка нижегородских компаний на пилотных участках растет более чем на 40 процентов».
Свежие комментарии