Улучшение психологического здоровья школьников, модель для борьбы с новыми пандемиями, беспилотная техника для работы в особо сложных условиях – эти и многие другие проекты в самых разных сферах создают нижегородские учёные благодаря участию в национальном проекте «Наука и университеты». Здоровый подход Один из проектов Приволжского исследовательского медицинского университета в рамках нацпроекта «Наука и университеты» направлен на создание в школах системы медико-психологического сопровождения учебного процесса.
«Все дети, поступающие в школу, испытывают стресс, – говорит руководитель проекта «Адаптационный потенциал психического здоровья ребёнка как фактор индивидуального успеха», директор Института клинической психологии ПИМУ Елена Божкова. – Но если адаптация продолжается более полугода, нужна помощь специалистов, иначе это может привести в дальнейшем к тяжёлым последствиям. Это не только неуспеваемость, но и нарушение поведения, эмоциональные расстройства. А когда наступает подростковый период и ребёнок не адаптирован, может сформироваться девиантное поведение, вплоть до зависимостей или суицида».
По словам руководителя проекта, о наличии стресса у ребёнка свидетельствует увеличение частоты соматических заболеваний, нарушения сна, плаксивость, неуспеваемость. Также родители должны обратить внимание на эмоциональную нестабильность ребёнка, когда резко меняется настроение, и на изменение его состояния в целом.
«Обследование ребёнка проводится в несколько этапов. Сначала родителю необходимо заполнить специально разработанный вопросник, затем при необходимости проводится очная консультация, – поясняет Елена Божкова. – С 2018 года в рамках проекта было обследовано более 14 тысяч детей, обучающихся в начальной школе. Обследование ведут несколько специалистов: психолог, детский психиатр, невролог, дефектолог, логопед, делаются ЭКГ, МРТ, при необходимости ребёнку проводится курс реабилитационных занятий».
Около сотни детей уже осмотрено и будут даны рекомендации, как на дошкольном этапе понять, на что обратить внимание, чтобы во время обучения в школе эти сложности не возникли или свелись к минимуму.
Одно из направлений проекта – обучение педагогов и школьных психологов. Уже обучено более 10 тысяч специалистов по разным программам дополнительного профессионального образования. При методической поддержке учёных ПИМУ в регионе также открыто несколько психолого-педагогических медицинско-социальных центров, есть взаимодействие с Республикой Мордовия.
Проект ПИМУ тесно пересекается с общественным проектом «Ментальное здоровье», созданным для помощи людям с расстройством аутистического спектра (РАС). В настоящее время в проект вошли все регионы ПФО. Выросла выявляемость РАС, определены научно обоснованные методики диагностики и коррекции нарушений.
Кроме того, по проекту «Приоритет 2030», который реализуется в рамках национального проекта «Наука и университеты», была создана межвузовская служба психологической поддержки студентов. О её востребованности говорят цифры: с конца 2021 года до первой половины 2023-го было проведено около 2000 консультаций, более 700 студентов обратились за помощью специалистов.
37 организаций являются участниками Нижегородского НОЦ. Маршрут построен Молодые учёные Нижегородского технического университета имени Алексеева создали беспилотник на основе седельного тягача. Разработка нижегородских учёных позволяет при дистанционном управлении перевозить грузы до 20 тонн. Технологии удалённого управления техникой разработаны при грантовой поддержке Нижегородского НОЦ, действующего в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
Беспилотный тягач точно определяет своё местоположение благодаря оснащению лидарами и радарами, вычислительным модулям и семи камерам. Машиной можно управлять как вручную, так и через планшет.
«Управлять машиной не сложно, – отмечает ведущий инженер Института транспортных систем НГТУ имени Алексеева Павел Береснев. – Так, например, мы разработали специальное приложения для планшета, управление происходит в прямой видимости, при этом пилот находится за пределами кабины. Также мы заранее можем построить маршрут, при этом обрабатываем все условия, закладываем логику маршрута, определённые процессы, и данные отправляются отдельно в систему, где они обрабатываются и уже выходят в виде большого собственного программного обеспечения».
По словам директора Нижегородского НОЦ Александра Тарасенко, разработанная нижегородским политехом по заказу индустриального партнёра специальная техника дешевле зарубежных аналогов на 20 – 30%. Ставка на прогноз Учёные университета им. Лобачевского создали математическую модель, позволяющую прогнозировать скорость развития любой пандемии. Как рассказывает автор исследования, доцент кафедры нейротехнологий Института биологии и биомедицины ННГУ Иннокентий Кастальский, динамика эпидемии меняется в зависимости от реакции общества на риск заболевания и ограничительные меры по борьбе с коронавирусом.
«На примере пандемии COVID-19 мы описали реакцию людей из 169 стран мира и показали её зависимость от социокультурных традиций. Для каждой страны рассчитаны коэффициенты мобилизации и истощения, отражающие принятие населением особых правил поведения и потерю интереса к ним», – поясняет учёный.
По данным разработчиков, самые высокие коэффициенты истощения показали США, Колумбия и Иран, поэтому первая волна эпидемии у них быстро перерастала во вторую, усугубляя эпидемиологическую обстановку. Сознательнее всех по социальным реакциям оказались испанцы и французы – население этих стран быстро мобилизуется, и заболеваемость выходит на длинное плато. Россияне медленнее меняли модель поведения, но потом дольше поддерживали особый режим жизни при пандемии.
В перспективе учёные планируют создать систему математических моделей для разработки эффективных стратегий борьбы с эпидемиями.
Исследование выполнено в рамках федеральной программы «Приоритет 2030». В рамках нацпроекта «Наука и университеты» в ННГУ также созданы научно-образовательный математический центр «Математика технологий будущего», центр мирового уровня «Центр фотоники», научно-исследовательские лаборатории.
Свежие комментарии