Ровно 275 лет назад на свет появился человек, чьё имя стало нарицательным и обозначает зависть, коварство и посредственность. Антонио Сальери с лёгкой руки Пушкина большинство из нас знает как предполагаемого убийцу Моцарта. Между тем, на самом деле это был весьма успешный композитор, которого ставили гораздо чаще, чем Моцарта.
И у кого из них реально существовали мотивы травить другого – ещё большой вопрос. Так что же произошло между Моцартом и Сальери на самом деле? Придворный музыкант Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в городке Леньяго Венецианской республики в многодетной семье. Глава семейства, богатый торговец колбасами и ветчиной, не имел никакого отношения к музыке. Но детям постарались дать лучшее воспитание – в том числе обучили музыке.В 12 лет Антонио остался без матери, а через год разорился и умер его отец. Мальчика взяли на воспитание богатые родственники, которые продолжали поддерживать его музыкальный талант. Так его и заметил придворный композитор австрийского императора Иосифа II Флориан Гассман. Возвращаясь в Вену, он пригласил музыкально одарённого 16-летнего юношу с собой в качестве ассистента.
Заниматься искусством в ту пору считалось престижным. Иосиф II был известен как музыкальный король. Он оказывал покровительство композиторам, и многие мечтали добиться его расположения. Сальери это удалось.После кончины Гассмана 24-летний Антонио был назначен на пост придворного композитора, а в 35 лет Сальери стал уже придворным капельмейстером – это высший музыкальный чин при дворе.
Его музыка была невероятно популярна среди австрийской публики и постепенно завоёвывала Европу и даже далёкий Петербург.
Сальери стал самым востребованным и успешным композитором в Вене, считавшейся одной из законодательниц музыкальной моды. Среди его учеников были Людвиг Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт (с последним он, кстати, занимался бесплатно). С Сальери дружил Бомарше, к нему был расположен Наполеон Бонапарт.
«Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов…» – писали об Антонио Сальери современники.
При этом мало кто считал его интриганом. В основном его козни заключались в том, что, будучи одним из лучших дирижёров своего времени, Сальери мог включать или не включать те или иные произведения в программы концертов. Это, конечно, болезненный удар для композиторов, но не смертельный.
Так мог ли Сальери стать настоящим убийцей? Гениальный бунтарь В истории их отношений с Моцартом всё далеко не однозначно. Вопреки расхожим представлениям о зависти старика к молодому таланту, Моцарт был младше Сальери всего на 5 лет.
Но, в отличие от Антонио, родился в музыкальной семье. Его отец, Леопольд Моцарт, играл на скрипке и органе, руководил церковным хором, служил придворным композитором архиепископа Зальцбургского и написал один из лучших учебников по скрипичной игре.
Леопольд сразу понял, что его сын Вольфганг Амадей – настоящий вундеркинд. Как гласит легенда, в четыре года маленький Моцарт написал свой первый концерт для клавесина. Отец взял в руки листочек с нотными каракулями сына и заплакал – настолько там всё было стройно и гармонично.
Значительная часть детства гения прошла в разъездах по Европе – отец устраивал ему «артистические путешествия», чтобы мальчик слушал лучших музыкантов мира, впитывал лучшее и сам давал концерты. Обладатель абсолютного слуха, Вольфганг развлекал публику удивительными номерами: играл на клавесине одним пальцем или с завязанными глазами, угадывал ноты, которые издавали колокольчики, и т.п.Подростком Моцарт устроился на должность скрипача и композитора при дворе архиепископа Зальцбургского. Однако сделать карьеру, как отец, он не смог. Амбиции и свободолюбие мешали Моцарту просто служить при дворе. Он разругался с епископом, а потом и с отцом и начал свой путь как самостоятельный музыкант.
Вольфганг Амадей давал уроки детям богачей, дирижировал, исполнял свою и чужую музыку. В 25 лет он уже был автором более двух десятков симфоний и около 200 других произведений и одним из самых высокооплачиваемых музыкантов мира.
Однако это не помешало Моцарту оказаться по уши в долгах. Он женился на певице Констанции Вебер, которая любила красивую жизнь. Они поселились в роскошной квартире в престижном районе Вены, отдали сына в дорогую частную школу. Моцарт вращался в высших аристократических кругах, а это требовало затрат. Вдобавок он был не чужд азартным играм. Долги семьи перед кредиторами и торговцами множились.
Финансовый крах едва не наступил, когда Констанция тяжело заболела. Чтобы восстановиться, ей требовались строгая диета и отдых на лучших курортах. Моцарту пришлось обращаться за новыми ссудами к богатым знакомым. Тем временем элита постепенно теряла к нему интерес…
К счастью, чёрная полоса в его жизни закончилась. Констанция выздоровела и вплотную занялась финансовыми делами семьи. Они переехали в более дешёвый пригород, а Вольфганг Амадей получил выгодное предложение о гастролях в Англии. Он снова начал писать свои шедевры, одним из которых стала опера «Волшебная флейта» – последняя его постановка.
В 35 лет жизнь Моцарта самым загадочным образом оборвалась. Яд сомнений Моцарт никогда не отличался крепким здоровьем. Ещё в детстве, во время путешествий, он перенёс оспу и воспаление лёгких, последствия которых давали о себе знать.
Однако даже на фоне постоянных недомоганий его смерть выглядела слишком подозрительной. Осенью 1791 года он вернулся домой из поездки в Прагу. 20 ноября Моцарт слёг и больше уже не вставал с постели. У композитора опухли руки, ноги, а затем всё тело. Его мучили приступы рвоты, появились жар и сыпь. Лучшие врачи Вены не смогли ничего сделать, и 5 декабря великого композитора не стало.
Точный диагноз тогда установить не удалось, от вскрытия раздувшегося тела лекари отказались. Поверить в кончину самого жизнерадостного гения эпохи публика не могла, а потому всё чаще возникали подозрения, что он умер не своей смертью. Вскоре нашёлся и предполагаемый отравитель – Антонио Сальери.
По мнению сторонников этой теории, у главного придворного музыканта было сразу несколько мотивов, чтобы убрать Моцарта. В‑первых, устранить конкурента, становившегося всё более популярным. Во-вторых, ослабить влияние набиравшей силу немецкой музыкальной школы (сам Сальери принадлежал к противоборствующей ветви итальянцев).
Вот только, по свидетельствам современников, это скорее Сальери мешал Моцарту, а не наоборот. В письмах Вольфганг Амадей постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император всё испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т.д.Да и кроме придворного композитора у Моцарта хватало недоброжелателей. Например, его ученик Ксавер Зюсмайер, у которого, по слухам, был роман с женой Моцарта Констанцией. Сам же Моцарт был влюблён в свою ученицу Магдалину Хофдемель, которую впоследствии муж изувечил бритвой и покончил с собой.
Почему он не мог перед этим расправиться с Моцартом? Поговаривали, что он даже избил композитора палкой, и тот на самом деле скончался от инсульта.
Наконец, смерть Моцарта действительно могла наступить и вследствие болезни, которую не смогли определить тогдашние врачи. Сейчас среди возможных диагнозов называют ревматическую инфекцию, поразившую все органы, почечную недостаточность и генетическое заболевание.
Не исключено также, что Моцарта просто залечили, делая чрезмерные кровопускания и используя в качестве лекарства популярную в те годы ртуть.
Что касается Сальери, то под конец своей жизни он оказался в клинике для душевнобольных и уверял, что не имеет отношения к смерти Моцарта.
Кстати, на специальном процессе, инициированном Миланской консерваторией в 1997 году, Сальери был оправдан за отсутствием состава преступления.
Правда, сам он об этом уже никогда не узнает.
Лариса Плахина
Ранее на сайте Pravda-nn.ru рассказывалось, почему у великих мыслителей были непростые отношения с женщинами.
Свежие комментарии