В декабре 2013 года вышел эпизод нашумевшего сериала «Черное зеркало» под названием «Я скоро вернусь» (18+). По сюжету, героиня после гибели своего мужа в ДТП восстанавливает его личность с помощью передовых технологий, и через некоторое время ей привозят клона супруга. Он полностью копирует поведение, манеру речи, голос умершего мужа и продолжает жить дальше, как будто никакой смерти и не было.
Такой фантастический сюжет уже вскоре может стать нашей реальностью. Уже сегодня во многих ведущих странах создается индустрия Death Tech, а сама тема смерти детабуируется. Как скоро мы встретим цифровое бессмертие и действительно ли это помогает пережить потерю близких, редакция сайта pravda-nn.ru узнала у экспертов.
Цифровая некромантия Человечество на протяжении всего своего существования стремилось увековечить память ушедших. Похоронные процессии, установка алтарей и памятников, семейные легенды – тема смерти всегда сопровождалась особыми обрядами и традициями.
В этом процессе, как отмечает нижегородский исследователь, заместитель декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Тимур Хусяинов, всегда сохранялась некая преемственность: дети довольно рано сталкивались со смертью своих родственников и за счет этого уже на ранних этапах взросления могли получить «похоронный» опыт.
Важным аспектом является и обрядовость. Если в древности в последний путь усопших провожали со всем драгоценным – золотыми украшениями, посудой, едой, а порой даже и с близкими людьми, – то сегодня религиозные обряды изменились. Теперь на смену реальным кладбищам приходят кладбища виртуальные, которые хранят информацию о тысячах умерших людей, а присоединяться к похоронным процессиям могут не только родные и близкие, но и люди из любой точки планеты в Сети.
Благодаря развитию цифровых технологий появляются новые формы скорби: виртуальные похороны, мемориальные посты, создание онлайн-сообществ для памяти об умерших. Личные страницы в социальных сетях и вовсе становятся мемориальными местами. Таким образом усопшие продолжают «жить» дальше, но уже в виртуальном пространстве – через свои цифровые следы. Сюда относится не только контент, который сознательно создавался самим человеком на протяжении его жизни, но и результат другой активности – например, данные фитнес-трекеров, истории запросов в Интернете.
Так рождается концепция «Цифро-рожденной смерти», в рамках которой за каждым человеком остается некое «облако» его данных, которое может обновляться и расширяться даже после его смерти за счет других пользователей, в том числе скорбящих. Оживление покойных Одним из важных шагов, как отмечает в работе «Смерть и цифровое бессмертие человека: технологизация скорби» (2024) один из авторов исследования Тимур Хусяинов, на пути сохранения памяти об умершем стало использование цифровых следов человека, которые продолжают существовать в виртуальном пространстве еще долгое время. Именно поэтому все чаще слышатся разговоры о цифровом бессмертии.
Многие люди даже после смерти своего близкого нуждаются в продолжении связи с ним. Часто такая связь поддерживается за счет воспоминаний об умершим – например, через его фотографии, личные вещи, подарки. Однако с развитием технологий растет спрос на технические разработки, которые позволили бы воссоздать подобную связь.
Виртуальное оживление умерших возникло благодаря индустрии Death Tech. Это явление можно сравнить с созданием героя в какой-либо игре, только уже с набором реалистичных параметров – голоса, особенностей внешности и поведения.
Death Tech — это совокупность технологических решений, связанных с человеческой смертью: например, виртуальные похороны, создание цифровых аватаров усопших и т.п. Сюда же относят все то, что связано с подготовкой к смерти, с погребением или менеджментом мертвого тела и с тем, что после смерти, по версии исследователя Сергея Мохова.
Общение с виртуальным аватаром уже не кажется чем-то странным, ведь множество людей по всему миру общаются друг с другом онлайн, даже ни разу не встречаясь в реальной жизни. А сегодня и вовсе не всегда понятно, общаешься ли ты с реальным человеком или с чат-ботом. Именно поэтому «возрождение» умершего в виде цифрового аватара помогает реализовать ту самую идею «продолжающихся связей».
Для создания визуала такого аватара требуются его фотографии и видео, для описания поведенческих характеристик – воспоминания близких, а для голосовых данных могут подойти аудиозаписи. На основе полученных материалов искусственный интеллект обрабатывает все данные и проектирует виртуального «клона», с которым можно переписываться, обмениваться голосовыми сообщениями и даже созваниваться по видеосвязи. Однако, в случае «оживления» и создания цифрового образа умершего, мы можем получить не точную копию, а то, как его воспринимали мы и другие люди, то есть это будет уже искаженный образ. Таким образом мы не достигаем цифрового бессмертия, а лишь создаем симулякр человека, который может достаточно сильно отличаться от «оригинала».
«На самом деле, цифровое бессмертие, а точнее создание цифровых двойников или цифровых аватаров, – это недостижимый идеальный вариант. Это связано с тем, что невозможно воспроизвести или переместить сознание умершего в цифровое устройство, как это часто демонстрируется в массовой культуре. Поэтому общение с умершими родственниками в принципе невозможно – возможна лишь симуляция этого контакта, – подчеркивает Тимур Хусяинов. – В этом процессе большое значение имеют психические процессы того, кто пытается коммуницировать: под воздействием скорби, ностальгии, привязанности этот иллюзорный образ будет подстраиваться под желаемое. Так что высокий спрос на подобные услуги и сервисы будет порождать все больше цифровых продуктов на рынке».
Реальные примеры из практики «оживления» умерших уже существуют. Так, в 2020 году программисты из Южной Кореи смогли «воскресить» семилетнюю девочку На Ён, чтобы помочь ее матери справиться с утратой. В течение восьми месяцев разработчики создавали виртуальный образ девочки за счет ее фото и видео, также в основу легли движения актрисы того же возраста. Затем маме погибшей девочки выдали тактильные перчатки и VR-шлем, с помощью которого она смогла поговорить со своей дочкой, подержать ее за руку и погулять в парке. Позже этот случай лег в основу документального фильма. Загробный бизнес Из-за культурных и религиозных установок, рассказывает заместитель министра цифрового развития и связи Нижегородской области Денис Запруднов, технологические решения в сфере Death Tech долгое время не встраивались в мемориальную сферу в стране, однако вместе с тем разрабатывались методы сохранения памяти в историческом и культурном ключе. Так, к примеру, появились цифровые платформы в музеях, были оцифрованы архивы исторических документов и коллекций изобразительного искусства. Необходимость доступа к достоверным фактам со временем становилась очевиднее и порождала потребность в развитии памятных технологий.
Именно благодаря таким инструментам появилась и почва для развития Death Tech. Одна из таких технологий – отечественный стартап «Код Памяти», запущенный в 2021 году, который позволяет сохранять информацию об ушедшем человеке на интернет-странице, а QR-код с доступом к ней размещать на надгробии или колумбарии. Также на платформе можно найти опцию «Памятные места», которая рассказывает о важных местах и событиях, а таблички с QR-кодом на такие страницы можно размещать на исторических объектах.
«Российские ИТ-разработчики и предприниматели, как и их зарубежные коллеги, активно исследуют сферу цифрового бессмертия. VR, AR, нейросети и другие технологии ИИ сейчас представляют огромный интерес на российском рынке. ИИ – уже не область фантастики, а часть повседневного использования. Кому-то использование Death Tech может показаться не совсем этичным, но это всего лишь технология, и от нас самих зависит, использовать её во благо или во зло. Наша задача научиться использовать весь функционал, предлагаемый ИИ, максимально эффективно и одновременно безопасно», – подчеркнул Денис Запруднов. Нижегородский вклад в Death Tech В Нижегородской области также есть стартапы и проекты в области Death Tech. Один из них – это проект нижегородской компании Neuro.net по созданию цифровых аватаров исторических личностей. Первым таким «образцом» стал Александр Сергеевич Пушкин. Его оцифрованный образ впервые представили на стенде Нижегородской области на выставке «Россия» на ВДНХ в День искусственного интеллекта. Аватар отображался на экране web-страницы c интегрированным голосовым искусственным интеллектом, читал стихи и приглашал гостей выставки посетить регион и Большое Болдино.
Аватар основан на продукте WEB Personal Assistant Neuro. Сама компания работает над созданием человекоподобных виртуальных операторов, голосовых помощников и цифровых людей, а над внешним обликом «светила русской поэзии» работала команда «Горький Тех».
«Наш проект основан на передовых технологиях искусственного интеллекта и машинного обучения. Мы используем комплексный подход, который включает несколько ключевых этапов: это сбор данных, разработка алгоритмов, визуализация и интеграция, – рассказали в самой компании в беседе с корреспондентом сайта pravda-nn.ru. – Наш проект объединяет усилия разработчиков, дизайнеров, аниматоров и специалистов по искусственному интеллекту, чтобы создать цифровые личности, максимально приближенные к реальным людям».
Сперва разработчики собирают большое количество данных, чтобы обучить нейросети и создать максимально реалистичные модели. Затем специалисты разрабатывают сложные алгоритмы, которые позволяют моделировать поведение, мимику, речь и движения «цифровых» людей. Эти алгоритмы учитывают множество факторов, таких как эмоции, интонации и даже индивидуальные особенности личности. После этого начинается работа над созданием визуальной составляющей, а на последнем этапе все компоненты объединяются в единую систему, которая позволяет «цифровым» людям взаимодействовать с пользователями в режиме реального времени.
Помимо Пушкина, совсем недавно Neuro.net вместе с нижегородской компанией «Цифровое пространство» закончила работу над созданием цифровой копии Максима Горького, которая теперь является частью экспозиции в арт-пространстве «Ночлежка» на Кожевенной улице в Нижнем Новгороде. В будущем разработчики также планируют представить цифровые версии и других известных деятелей культуры, науки и искусства.
При этом в самой компании отмечают, что запроса от простых нижегородцев с просьбой «оцифровать» своих умерших близких пока не было. Однако тема становится все более обсуждаемой и актуальной.Другой яркий пример нижегородских ИТ-компаний – стартап Infinitum, который позволяет создавать цифровых двойников, способных взаимодействовать с потомками и передавать накопленную мудрость. С его помощью можно будет продолжить «общение» с человеком даже после его смерти, получить ответы, основанные на опыте и знаниях оригинальной личности, исследовать архивы о жизни и работе этого человека, а также посещать памятные места.
«Мы создаем виртуальные миры, в которые можно заложить целые наследия. Людям очень важно передавать тонкости бытия и видения из поколения в поколение, ведь за счет этого будут формироваться более четкие культурные и родословные линии, — отмечает основатель студии разработки игр Wild Forest Сергей Корнилов. — Мы же все равно иногда берем фотки ушедших из этой земной формы людей, смотрим на них, вспоминаем, прикладываем к сердцу, почему бы не сделать этот процесс более насыщенным и радостным? Кто из нас в приближающихся титрах жизни не хотел бы быть спокоен, зная, что после тебя останется целый мир, в который ты перенес самое важное для своих близких».
Пока что проект находится на этапе предпродакшена.
«Благодаря современным технологиям мы можем общаться с цифровыми двойниками великих личностей, что позволяет сохранить их наследие и знания для будущих поколений. Однако, важно, чтобы использование цифрового наследия было этически обоснованным и защищало достоинство тех, кто оставил свой след в истории», – заявил директор АНО «Горький Тех» Евгений Федосеев. Право на забвение Актуален и вопрос защищенности своего цифрового следа после смерти. В первую очередь, даже после своей кончины человек может стать жертвой мошенничества — к примеру, его данные могут быть использованы в качестве товара на теневом рынке. Или же аферисты будут использовать его фотографии для создания видео с просьбой о помощи и рассылать по разным адресам — что мы можем видеть уже сегодня. После смерти человека защищать его интересы скорее всего будут родственники, однако, что делать, если таковых не окажется? Тогда полноправными владельцами будут социальные сети, куда в течение жизни и публиковался контент конкретного пользователя. Вряд ли их будут удалять — тогда об этом нужно будет заявлять в форме завещания, предполагают ученые.
Сейчас во многих странах уже начинают появляться первые законодательные инициативы, направленные на регулирование вопроса цифрового наследия. Например, в США существует закон, известный как «The Revised Uniform Fiduciary Access to Digital Assets Act (RUFADAA)», который регулирует доступ к цифровым активам умерших людей. Этот закон дает право исполнителям завещания и другим доверенным лицам получать доступ к цифровым данным (электронным письмам, учетным записям в соцсетях и т.д.), если это прописано в завещании или другом юридическом документе.
Также похожий пакет норм действует в Евросоюзе и защищает конфиденциальную информацию в течение 30 лет после смерти человека, однако, как подчеркивают эксперты, такие нормы носят фрагментарный характер.
В России же такие законопроекты еще только обсуждаются.
«К сожалению, пока есть трудности с порядком наследования аккаунтов в социальных сетях: это связано как с самим предметом наследования — к примеру, определением имущественных прав на аккаунт, так и смежными вопросами — например, при передаче доступа может быть нарушено конституционное право на тайну переписки и сообщений, предусмотренное ст. 23 Конституции РФ», — объяснил Тимур Хусяинов. В целом, индустрия Death Tech пока что никак не регулируется, а этот вопрос стоит наиболее остро. Хотя, кто знает — возможно, в будущих завещаниях появится дополнительная строка с разрешением создавать цифровую копию себя после смерти. Принять и отпустить Помимо законодательных вопросов, индустрия Death Tech также вызывает вопросы и этического характера.
Цифровое «воскрешение» может влиять на проживание эмоций, связанных со смертью близких людей. Такая потеря запускает процесс горевания, помогающий пережить скорбное событие, а попытки различными способами оставить умершего человека или его цифровой след в жизни могут негативно отразиться на этом процессе.
С одной стороны, уверены нижегородские исследователи, так принятие смерти будет происходить плавнее, а цифровой аватар сможет стать мемориальным памятником, а с другой — приводить к ощущению безысходности и тревоге, ведь в реальности умершего человека уже не существует. Всё это будет тормозить естественный процесс горевания.
«В процессе горевания образ ушедшего претерпевает определённые изменения, «поселяясь» внутри психики горюющего. Все это — тонкие и сложные процессы, направленные на то, чтобы человек, потерявший близкого, смог продолжать жить свою жизнь, отделившись от образа любимого, но создав с ним новую связь через памятование, — поясняет практикующий психолог, приглашенный преподаватель Бизнес-школы НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Елена Хохидра. — Предложенный вариант цифровизации умершего человека будет способствовать остановке этого жизненно важного процесса и застреванию на разных этапах горевания. По сути, мы можем говорить о попытке дать место некрофилическим процессам. И сейчас одним из симптомов осложненного горевания считается ситуация, когда близкие не трогают, например, комнату умершего, оставляя её в том виде, словно он вот-вот вернется. Цифровая «копия» станет такой «комнатой», создавая иллюзию связи, а по сути не давая сформировать эту связь внутри. Мы все бережем какие-либо памятные вещи от близких, и, возможно, ушедших от нас людей, но важно, чтобы все это носило символический, а не реальный характер».
В Neuro.net также уверены, что идея цифрового бессмертия вскоре станет нормой в нашей ежедневной жизни, особенно в контексте сохранения культурного наследия и взаимодействия с историческими личностями. Однако это зависит от множества факторов, включая развитие технологий, общественные нормы и законодательные рамки. Так что работать над этими вопросами предстоит нашему поколению, пока мы не превратились не только в прах, но и, что вероятно, в пиксели.
«Важно помнить, что цифровые копии — это не замена реальной жизни, а скорее способ сохранить память и опыт. Мы уверены, что человечество найдет баланс между технологическим прогрессом и уважением к человеческой природе», — заключили в компании.
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что нижегородский математик Клиньшов рассказал, как работает искусственный интеллект.
Свежие комментарии