На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

200 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Котов
    Вообще то министром обороны уже был табуреткин-экономист яко быМинистерство обор...
  • А Кудасов
    А для фельдшера такой отдельно или забыли?Глеб Никитин позд...
  • Вовладар Даров
    Сначала в спектакле обсирает власть, потом сбивает человека на смерть, а теперь просит УДО? С мозгами все у него в по...Адвокаты объяснил...

Музей матрешки – Мила всем на свете

Друг на друга непохожие Из Семёновского Музея матрешки и традиционной игрушки, не хочется уходить: он наполнен всякими чудесными штуками. И все они – матрешки. Из разных регионов и областей, старинные и относительно молоденькие, традиционные и авторские. Матрешки многолики, и практически каждая способна удивить.

Вот, например, семиместная матрешка «Машенька». Художник обрядил ее в платок, закрепленный как у староверов, «на булавочку» под подбородком. Но куколки, спрятанные внутри, носят платочки, повязанные разно, в том числе и завязанные простым узлом. Отчего так? Чего хотел художник этим сказать? Загадка! Очаровательная черноглазая матрешка таит сюрприз – музыкальную шкатулку. При открывании тоненько вызванивает напев цыганского романса «Очи черные». Матрешки – везде. Эдакая универсальная матрица, которую можно снабдить любым содержанием: обрядить в воина или мать-героиню, в пограничника или летчика, сделать раввином или гусаром… А сколько терпения, аккуратности, ювелирной точности требуется от мастера, чтобы матрешка состоялась, родилась! Мне дают подержать куколку из тридцатипятиместного набора. По ощущениям – словно скорлупка голубиного яйца: полупрозрачная и практически невесомая. – У вас на ладони лежит душа матрешки, – шепотом произносит Ирина Суханова. – Если б пришлось расписывать такое – у меня бы руки задрожали! – искренне отмечаю я. – Так и у мастеров иногда дрожат, – констатирует Ирина Васильевна. – Но ничего, расписывают – куда деваться! Древесина – материал живой, ведет себя порой непредсказуемо, – сообщает Олег Коротков, директор фабрики «Семеновская роспись». – Сейчас мы делаем семидесятиместную матрешку к юбилею. Но, когда меня спрашивают, на сколько кукол она изготавливается, я отвечаю так: «Одному Богу известно!». Потому что толщина стенок ограничена толщиной древесных волокон. Лак их, в общем, укрепляет. Но главный момент, когда тонкостенная матрешка может треснуть – это сборка. Чуть посильнее нажал… и всё. … И превратилась в экспонат Эффектно выскочить из матрешки – удачное, не избитое начало для телепередачи, не правда ли? Такой фокус задумал проделать Джон Уоррен, ведущий шоу «Поедем, поедим». Несколько лет назад он приехал в Семёнов и невероятно вдохновился экспонатами предприятия, где и производятся семеновские матрешки. Специально для выскакивания была изготовлена огромная, выше человеческого роста, заготовка из липы. Но то ли изначально не рассчитали, то ли ведущий прибавил в объемах – «футляр» оказался тесноват, и, как мистер Уоррен ни старался, идея с выпрыгиванием не вышла. А заготовка осталась, преобразилась и стала музейным экспонатом. То есть сначала она, нерасписанная, несколько лет простояла в фойе музея, встречая посетителей. Те гадали: что это? Будущая ракета? Расписывать чудо-заготовку выпало высококлассному специалисту «Семеновской росписи» Ольге Асафьевой. Но она, потомственный мастер, «так просто» за работу не садится, тем более если задание необычное, уникальное. Подобно тому, как Станиславский говаривал «Не верю!», она говорила: «Не вижу!» в том смысле, что не было у нее четкого, концептуального видения этой матрешки в цвете. Но год с небольшим назад, на выставке в Париже, семеновским мастерам подарили журнал по славянской мифологии. Пролистав его, художница произнесла уверенно: «Вижу!». Те, кто понимают в росписи, удивляются: как получилось сделать такую работу чисто технически, расписать не маленькую куколку, а изделие выше человеческого роста? Ведь матрешка пишется на колене. А здесь как быть? Рука не может столько работать на весу! Пришлось приспосабливаться и искать оригинальные решения. Для того, чтобы поворачивать заготовку, ее установили на вращающийся диск «Здоровье». Верх художница писала, сидя на подоконнике, а самый низ – лежа на полу, с поднятой рукой. Почти детективная история В интернете гуляют легенды об одном экспонате «Музея матрешки и традиционной игрушки. Чуть больше полувека назад на Семеновской фабрике была создана матрешка на 72 куклы. Ее включили в Книгу рекордов Гиннеса. В музее этой матрешки, давно нет и, более того, где она сейчас — неизвестно. Об этой почти детективной истории лучше всего узнать из «первых уст». – Планировалось, что матрешка будет на сто мест, и сделать ее предполагалось к столетию В.И.Ленина, – рассказывает директор музея матрешки и традиционной игрушки Ирина Суханова. – Такой вот уникальный подарок государству. Однако к столетию Ленина сделать его не успели. Если бы это был госзаказ, за срыв сроков руководству фабрики не поздоровилось бы, но, к счастью, создание матрешки было, так сказать, частной инициативой. Отчего сдвинулись сроки? Многие думают, что сделать матрешку очень просто. Да ничего подобного! Возможны такие неожиданности, такие форс-мажоры, которые все планы меняют напрочь. Матрешка может треснуть, лак не так ляжет, или еще что-нибудь произойдет, а из-за одной куклы и всё остальное «полетит». Тем более при изготовлении таких серьезных проектов. Наверняка в брак ушло немало заготовок. В итоге матрешка стала 72‑х кукольной, да и столетие уже прошло. Но тут в Японии случилась выставка «Экспо-70», и матрешка поехала туда. Она произвела фурор, попала в Книгу рекордов – а вот что дальше… – Ваши коллеги написали недавно, что на той «Экспо» матрешку подарили Жаклин Кеннеди, которая посетила выставку и восхитилась семеновской игрушкой, – подхватывает разговор генеральный директор «Семеновской росписи» Олег Коротков. – Этого, конечно, быть не могло, потому что в то время Жаклин Кеннеди находилась на острове Корфу. Или – другая версия, что нашу матрешку продали прямо на выставке. Тоже полная ерунда. Тогда был Советский Союз, и продать что-либо со стенда было никак не возможно. Всё документально оформлялось, и, если бы какая-то сделка состоялась, обязательно остались бы соответствующие бумаги. Следовательно, матрешка вернулась обратно в Семенов, на фабрику, согласно действовавшему тогда законодательству. А вот что было дальше – неизвестно, и, скорее всего, существующая на уровне слухов информация о продаже матрешки японскому коллекционеру, верна; думаю, что договоренность насчет продажи была достигнута уже там, на «Экспо». Почему мне это видится достоверным? Да потому, что если бы такая матрешка попала в руки сильных мира сего, она бы обязательно «всплыла» – это ведь исторический предмет, и предмет престижа. А вот частные коллекционеры, наоборот, очень любят тишину. И поэтому о той матрешке никто и нигде больше не слышал, и не факт, что услышит. Meine liebe матрешка На страницах Книги отзывов музея мелькают иврит, финский, хинди, корейский, армянский, английский, немецкий, белорусский и другие языки: каждая третья-четвертая запись – не на русском. Эти отзывы не всегда понятны дословно, но сопровождающие их пририсованные сердечки, матрешки и улыбающиеся рожицы говорят сами за себя: поездка удалась! Добрые девяносто процентов лаково-расписной продукции «Семеновской росписи» мы с вами, возможно, никогда не увидим. Не только традиционные матрешки, но и необычные, восхитительные игрушки уходят по договорам за рубеж, минуя отечественные прилавки. Ну а при случае иностранцы, конечно, посещают и Семеновскую фабрику, и музей. Вот, например, что пишет Марайле Ляйе из немецкого города Эссена, где в 1972 году было открыто представительство фабрики «Семеновская роспись». «Прекрасным завершением каждого путешествия в Нижний Новгород, организатором которых мне довелось быть более 20 лет, всегда оставался однодневный тур в Семёнов. Наиболее интересными были экскурсии по мастерским, где неизменно вызывало восхищение производство и роспись изделий. Особый интерес вызывали матрешки – «куклы в кукле», хорошо известные каждому члену нашей делегации. Поэтому мастер-класс по изготовлению собственной матрешки под руководством опытного мастера, несомненно, был кульминацией дня. Удались не только традиционные узоры. Наши волонтеры украсили матрешку символом родного спортивного клуба, чем восхитили семеновских мастериц. Но не только «классическая» деревянная матрешка из липы поселилась в наших домах. Нас радуют и «стеклянная» матрешка на рождественской елке, и прекрасная вышивка на футболке. Матрёшка с самого детства играет роль. Мы дружно жили с советскими семьями, играли с матрёшкой, а в школе научили песню и танец на немецком языке: Wie ein Brot so dick und rund Wie die Blumen lustig bunt … Любимая игрушка моей внучки – матрешка, которую она сделала на уроках русского языка в 1 классе Вальдорфской школы город Эссена. Когда речь заходит о народном творчестве, то многие прежде всего называют «типично русскую» матрешку. И неважно, выполнена она в классическом стиле или с выдумкой. Это всегда классика. И всегда прекрасная!»  Среди «изюминок» музейной коллекции – левитирующая матрешка. Крупная кукла натурально парит посреди резной рамочки и словно подмигивает лукаво: догадайся, мол, сама! «Музей матрешки и традиционной игрушки» расширяется: строятся дополнительные пространства, где будут оборудованы, в частности, экспозиционные залы. Ведь еще огромное количество матрешек ждет своего часа в хранилище. Открытие новых выставочных пространств запланировано в канун столетнего юбилея семеновской матрешки – к осени. Так и родилась матрешка-царица, в узорах которой объединились самые разные культуры и эпохи, традиционные мотивы разных росписей Нижегородчины и России, а также присутствуют древние обережные орнаменты. Суть замысла – в том, что все виды росписей имеют общий исток, единый знаменатель. Семёновской матрешке100 лет В старинном городке Семенове деревянные дома с резными наличниками словно сошедшие со сказочной картинки. Здесь издавна живет популярный промысел, и по сей день все семеновцы – ну или почти все – так или иначе занимаются матрешками.

А Семёновский «Музей матрешки и традиционной игрушки» – в своем роде самый большой в мире. Благодаря ему в Семенов едут целенаправленно из самых разных стран, подивиться многообразию форм, одеяний и лиц кукол из разных уголков России. МАТРЁШКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ Семёновской матрешке 100 лет В старинном городке Семенове деревянные дома с резными наличниками словно сошедшие со сказочной картинки. Здесь издавна живет популярный промысел, и по сей день все семеновцы – ну или почти все – так или иначе занимаются матрешками. А Семёновский «Музей матрешки и традиционной игрушки» – в своем роде самый большой в мире. Благодаря ему в Семенов едут целенаправленно из самых разных стран, подивиться многообразию форм, одеяний и лиц кукол из разных уголков России. Друг на друга непохожие Из Семёновского Музея матрешки и традиционной игрушки, не хочется уходить: он наполнен всякими чудесными штуками. И все они – матрешки. Из разных регионов и областей, старинные и относительно молоденькие, традиционные и авторские. Матрешки многолики, и практически каждая способна удивить. Вот, например, семиместная матрешка «Машенька». Художник обрядил ее в платок, закрепленный как у староверов, «на булавочку» под подбородком. Но куколки, спрятанные внутри, носят платочки, повязанные разно, в том числе и завязанные простым узлом. Отчего так? Чего хотел художник этим сказать? Загадка! Среди «изюминок» музейной коллекции – левитирующая матрешка. Крупная кукла натурально парит посреди резной рамочки и словно подмигивает лукаво: догадайся, мол, сама!  Очаровательная черноглазая матрешка таит сюрприз – музыкальную шкатулку. При открывании тоненько вызванивает напев цыганского романса «Очи черные». Матрешки – везде. Эдакая универсальная матрица, которую можно снабдить любым содержанием: обрядить в воина или мать-героиню, в пограничника или летчика, сделать раввином или гусаром… А сколько терпения, аккуратности, ювелирной точности требуется от мастера, чтобы матрешка состоялась, родилась! Мне дают подержать куколку из тридцатипятиместного набора. По ощущениям – словно скорлупка голубиного яйца: полупрозрачная и практически невесомая. – У вас на ладони лежит душа матрешки, – шепотом произносит Ирина Суханова. – Если б пришлось расписывать такое – у меня бы руки задрожали! – искренне отмечаю я. – Так и у мастеров иногда дрожат, – констатирует Ирина Васильевна. – Но ничего, расписывают – куда деваться! «Музей матрешки и традиционной игрушки» расширяется: строятся дополнительные пространства, где будут оборудованы, в частности, экспозиционные залы. Ведь еще огромное количество матрешек ждет своего часа в хранилище. Открытие новых выставочных пространств запланировано в канун столетнего юбилея семеновской матрешки – к осени.  Древесина – материал живой, ведет себя порой непредсказуемо, – сообщает Олег Коротков, директор фабрики «Семеновская роспись». – Сейчас мы делаем семидесятиместную матрешку к юбилею. Но, когда меня спрашивают, на сколько кукол она изготавливается, я отвечаю так: «Одному Богу известно!». Потому что толщина стенок ограничена толщиной древесных волокон. Лак их, в общем, укрепляет. Но главный момент, когда тонкостенная матрешка может треснуть – это сборка. Чуть посильнее нажал… и всё. … И превратилась в экспонат Эффектно выскочить из матрешки – удачное, не избитое начало для телепередачи, не правда ли? Такой фокус задумал проделать Джон Уоррен, ведущий шоу «Поедем, поедим». Несколько лет назад он приехал в Семёнов и невероятно вдохновился экспонатами предприятия, где и производятся семеновские матрешки. Специально для выскакивания была изготовлена огромная, выше человеческого роста, заготовка из липы. Но то ли изначально не рассчитали, то ли ведущий прибавил в объемах – «футляр» оказался тесноват, и, как мистер Уоррен ни старался, идея с выпрыгиванием не вышла. А заготовка осталась, преобразилась и стала музейным экспонатом. То есть сначала она, нерасписанная, несколько лет простояла в фойе музея, встречая посетителей. Те гадали: что это? Будущая ракета? Расписывать чудо-заготовку выпало высококлассному специалисту «Семеновской росписи» Ольге Асафьевой. Но она, потомственный мастер, «так просто» за работу не садится, тем более если задание необычное, уникальное. Подобно тому, как Станиславский говаривал «Не верю!», она говорила: «Не вижу!» в том смысле, что не было у нее четкого, концептуального видения этой матрешки в цвете. Но год с небольшим назад, на выставке в Париже, семеновским мастерам подарили журнал по славянской мифологии. Пролистав его, художница произнесла уверенно: «Вижу!». Так и родилась матрешка-царица, в узорах которой объединились самые разные культуры и эпохи, традиционные мотивы разных росписей Нижегородчины и России, а также присутствуют древние обережные орнаменты. Суть замысла – в том, что все виды росписей имеют общий исток, единый знаменатель.  Те, кто понимают в росписи, удивляются: как получилось сделать такую работу чисто технически, расписать не маленькую куколку, а изделие выше человеческого роста? Ведь матрешка пишется на колене. А здесь как быть? Рука не может столько работать на весу! Пришлось приспосабливаться и искать оригинальные решения. Для того, чтобы поворачивать заготовку, ее установили на вращающийся диск «Здоровье». Верх художница писала, сидя на подоконнике, а самый низ – лежа на полу, с поднятой рукой. Почти детективная история В интернете гуляют легенды об одном экспонате «Музея матрешки и традиционной игрушки. Чуть больше полувека назад на Семеновской фабрике была создана матрешка на 72 куклы. Ее включили в Книгу рекордов Гиннеса. В музее этой матрешки, давно нет и, более того, где она сейчас — неизвестно. Об этой почти детективной истории лучше всего узнать из «первых уст». - Планировалось, что матрешка будет на сто мест, и сделать ее предполагалось к столетию В.И.Ленина, – рассказывает директор музея матрешки и традиционной игрушки Ирина Суханова. – Такой вот уникальный подарок государству. Однако к столетию Ленина сделать его не успели. Если бы это был госзаказ, за срыв сроков руководству фабрики не поздоровилось бы, но, к счастью, создание матрешки было, так сказать, частной инициативой. Отчего сдвинулись сроки? Многие думают, что сделать матрешку очень просто. Да ничего подобного! Возможны такие неожиданности, такие форс-мажоры, которые все планы меняют напрочь. Матрешка может треснуть, лак не так ляжет, или еще что-нибудь произойдет, а из-за одной куклы и всё остальное «полетит». Тем более при изготовлении таких серьезных проектов. Наверняка в брак ушло немало заготовок. В итоге матрешка стала 72‑х кукольной, да и столетие уже прошло. Но тут в Японии случилась выставка «Экспо-70», и матрешка поехала туда. Она произвела фурор, попала в Книгу рекордов – а вот что дальше… – Ваши коллеги написали недавно, что на той «Экспо» матрешку подарили Жаклин Кеннеди, которая посетила выставку и восхитилась семеновской игрушкой, – подхватывает разговор генеральный директор «Семеновской росписи» Олег Коротков. – Этого, конечно, быть не могло, потому что в то время Жаклин Кеннеди находилась на острове Корфу. Или – другая версия, что нашу матрешку продали прямо на выставке. Тоже полная ерунда. Тогда был Советский Союз, и продать что-либо со стенда было никак не возможно. Всё документально оформлялось, и, если бы какая-то сделка состоялась, обязательно остались бы соответствующие бумаги. Следовательно, матрешка вернулась обратно в Семенов, на фабрику, согласно действовавшему тогда законодательству. А вот что было дальше – неизвестно, и, скорее всего, существующая на уровне слухов информация о продаже матрешки японскому коллекционеру, верна; думаю, что договоренность насчет продажи была достигнута уже там, на «Экспо». Почему мне это видится достоверным? Да потому, что если бы такая матрешка попала в руки сильных мира сего, она бы обязательно «всплыла» – это ведь исторический предмет, и предмет престижа. А вот частные коллекционеры, наоборот, очень любят тишину. И поэтому о той матрешке никто и нигде больше не слышал, и не факт, что услышит. Meine liebe матрешка На страницах Книги отзывов музея мелькают иврит, финский, хинди, корейский, армянский, английский, немецкий, белорусский и другие языки: каждая третья-четвертая запись – не на русском. Эти отзывы не всегда понятны дословно, но сопровождающие их пририсованные сердечки, матрешки и улыбающиеся рожицы говорят сами за себя: поездка удалась! Добрые девяносто процентов лаково-расписной продукции «Семеновской росписи» мы с вами, возможно, никогда не увидим. Не только традиционные матрешки, но и необычные, восхитительные игрушки уходят по договорам за рубеж, минуя отечественные прилавки. Ну а при случае иностранцы, конечно, посещают и Семеновскую фабрику, и музей. Вот, например, что пишет Марайле Ляйе из немецкого города Эссена, где в 1972 году было открыто представительство фабрики «Семеновская роспись». «Прекрасным завершением каждого путешествия в Нижний Новгород, организатором которых мне довелось быть более 20 лет, всегда оставался однодневный тур в Семёнов. Наиболее интересными были экскурсии по мастерским, где неизменно вызывало восхищение производство и роспись изделий. Особый интерес вызывали матрешки – «куклы в кукле», хорошо известные каждому члену нашей делегации. Поэтому мастер-класс по изготовлению собственной матрешки под руководством опытного мастера, несомненно, был кульминацией дня. Удались не только традиционные узоры. Наши волонтеры украсили матрешку символом родного спортивного клуба, чем восхитили семеновских мастериц. Но не только «классическая» деревянная матрешка из липы поселилась в наших домах. Нас радуют и «стеклянная» матрешка на рождественской елке, и прекрасная вышивка на футболке. Матрёшка с самого детства играет роль. Мы дружно жили с советскими семьями, играли с матрёшкой, а в школе научили песню и танец на немецком языке: Wie ein Brot so dick und rund Wie die Blumen lustig bunt … Любимая игрушка моей внучки – матрешка, которую она сделала на уроках русского языка в 1 классе Вальдорфской школы город Эссена. Когда речь заходит о народном творчестве, то многие прежде всего называют «типично русскую» матрешку. И неважно, выполнена она в классическом стиле или с выдумкой. Это всегда классика. И всегда прекрасная!»

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх