Пятьдесят лет назад, 11 июля 1973 года, спортсменка из Горького Капитолина Лотова выиграла чемпионат СССР по лёгкой атлетике – соревнования по прыжкам в длину (6 м 44 см). Полувековой юбилей стал прекрасным поводом пообщаться с Капитолиной Николаевной, которая по-прежнему в спортивном строю: тренирует мальчишек и девчонок в комплексной спортивной школе олимпийского резерва № 1, что в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.
На победной волне – Капитолина Николаевна, помните свои эмоции, когда поднялись на высшую ступень пьедестала почёта чемпионата?– Помню, что их не было. Свою победу я восприняла как нечто само собой разумеющееся, потому что это был результат большого труда – моего и моего тренера, Виктора Александровича Степаненкова. Я была тогда номером один в прыжковом секторе и чувствовала уверенность в том, что выиграю. Правда, показала не самый высокий свой результат – 6 метров 44 сантиметра. Чемпионат проходил в «Лужниках», а там и покрытие не очень, и ветер постоянно гуляет-крутит: стадион-то огромный. Никто из спортсменов не любил выступать в «Лужниках».– В преддверии чемпионата вы одержали ещё пару звонких побед.– На чемпионате зоны Поволжья (соревнования проходили у нас на «Воднике») я прыгнула на 6 метров 50 сантиметров. Тогда это был лучший результат сезона в мире.Меня сразу пригласили выступить на матче СССР – ФРГ по лёгкой атлетике. Помню, соревнования проходили в Ленинграде. Было очень холодно, градусов десять, не больше. Дождь, слякоть. Но и в таких погодных условиях я смогла напрыгать 6,38, заняла первое место. Обыграла олимпийскую чемпионку 1972 года Хайке Розендаль.– Получается, 1973 год – один из самых успешных в вашей спортивной карьере.
– С одной стороны, это так. В 1973 году я выступала на матче СССР – США в Минске. У меня такая пруха была! В одной из попыток улетаю в район рекорда СССР, он тогда был 6 метров 89 сантиметров. Вроде заступа нет. Но судья попытку не засчитывает! Потом проявляли плёнку, смотрели – попытка чистая. Но дело уже было сделано, в итоге я проиграла американке 3 сантиметра, показала 6 метров 43 сантиметра. Судью же этого потом пожизненно дисквалифицировали. Прыжки через боль – А что сложилось не так в том памятном 1973 году?
– Я получила серьёзную травму, которая и на здоровье сказалась, и хорошо подпортила мне карьеру. Мы готовились к Кубку Европы, который состоялся в Варшаве. До старта оставалась буквально пара дней. Я пошла на разминку – было это на базе в Подольске. И вот разбегаюсь, отталкиваюсь от планки, приземляюсь на маховую ногу. Вдруг – резкая боль! Оказалось, что до меня кто-то прыгал в яму, след за ним не заровняли, и я в него попала. Нога раздулась моментально! Казалось бы, банальная ситуация, но ногу я подвернула здорово. И это накануне соревнований! Заменить меня уже было некем. Кровь из ноги откачали, всадили двадцать кубиков новокаина. Но скажу честно: мне это мало помогло. Боль была дикая! Прыгала я практически на одной ноге. Тем не менее с результатом 6,44 заняла третье место.
Когда старший тренер сборной Иван Андреевич Степанчонок увидел после соревнований мою ногу, он, конечно, был в шоке. Сказал мне: «Восхищаюсь тобой, ведь другая бы на твоём месте влёжку лежала, а ты выступила. Молодчина!» А я сдаваться не привыкла: уж такой у меня характер. Восстановилась только к осени, выиграла ещё одну матчевую встречу, но сезон был уже завершён.
Были и в последующие годы победы. Например, в 1975 году я выиграла в матче СССР – Финляндия, установила личный рекорд – 6,53. Очень хотела попасть на Олимпиаду в 1976 году, но не получилось. И я завершила карьеру. Пришла тренироваться в семнадцать, а в двадцать шесть уже ушла на тренерскую работу. Считаю, что как спортсменка я до конца не раскрылась: у меня был ещё большой потенциал.– Вы с лихвой его использовали, когда стали выступать в соревнованиях ветеранов. Четыре раза становились чемпионкой мира, трижды завоёвывали титул сильнейшей в Европе, причём не только в своём коронном прыжке в длину, но и в тройном.
– Я впервые вышла в прыжковый сектор по ветеранам в 1990 году. На чемпионате Европы в Будапеште тогда прыгнула на 5 метров 62 сантиметра, установила рекорд Европы. Насколько я знаю, его до сих пор никто не побил. А что касается тройного прыжка, мне его легче было освоить, чем прыжок в длину. Я была техничной спортсменкой, прыгала очень красиво. Однажды сам великий Витольд Креер, двукратный призёр Олимпийских игр, тренер Виктора Санеева, увидев, как я выполняю многоскоки, сказал: «Если бы женщины сейчас выступали в тройном прыжке, тебе не было бы равных». Но женский тройной прыжок добавили к основным соревнованиям по лёгкой атлетике только в 1993 году. Так что выступала я в этом виде уже на соревнованиях ветеранов. И, надо сказать, выступала с удовольствием. Вот там эмоции уже были другие.
Капитолина Николаевна с нетерпением ждёт, когда состоится открытие легкоатлетического манежа на стадионе «Локомотив». Любимые кошки и авто – Спортивную форму вы поддерживаете до сих пор.– А как же иначе? Хожу выпадами, делаю упражнение на пресс, приседания. В воскресенье я обязательно приезжаю на стадион, чтобы позаниматься. На неделе это не всегда получается сделать: с утра – первая тренировка с моими учениками, вечером – вторая. У меня много ребят тренируется: две группы начальной подготовки, три – тренировочные, одна – высшего мастерства. Хочется каждому ребёнку уделить время, поработать так, чтобы был результат.– Долгое время вы трудились в тандеме с Виктором Александровичем Степаненковым. Последние несколько лет он находится на заслуженном отдыхе. Не тяжело одной со всем справляться?
– Безусловно, приходится непросто. Когда Вик Саныч был рядом, мне всё же было поспокойнее. Всегда знала, что есть его надёжное плечо, он выручит, поможет, подскажет. В своё время я ему передала одного из своих самых талантливых учеников – Олега Мишукова. Он достиг уровня мастера спорта международного класса, был участником Олимпиады 2004 года.– Капитолина Николаевна, кроме воспитанников, тренировок, соревнований хватает ещё на что-то времени?
– Я с удовольствием вожу машину, причём права получила, уже когда мне было за шестьдесят. Забочусь о своих домашних любимицах – сиамских кошках Норе и Асе. Норе уже тринадцать лет, Асе – восемь месяцев. Она появилась в доме, когда не стало моей старшей кошки – Тасечки. Ася – очень игривая и хулиганистая, Норе от неё нет никакого покоя.– Вы и уличных кошек подкармливаете.
– Обязательно, каждый день. Их к учебно-тренировочному стадиону приходит целый отряд – кошек десять. Они ко мне уже привыкли – неужели я их брошу? Они дарят мне столько любви и тепла! Кошки – удивительные животные, умнейшие, красивейшие создания.
17 июля тренер вместе со своими воспитанниками отправится на сборы в спортивный лагерь.
Свежие комментарии