В нескольких регионах России планируют вернуть оценки за поведение. Многих учеников это пугает – неужели за болтовню и привычный отказ от школьной формы можно будет получить трояк в аттестат? Учителя же, наоборот, эксперимент поддерживают. Чем чревато возвращение оценок за поведение? Могут ли они сделать современных школьников воспитаннее?
И как их заставить уважать учителей? Классный час В России с 1 сентября хотят вернуть оценки за поведение. Ставить их будут с 1‑го по 8‑й класс. Правда, пока только в порядке эксперимента и только в 84 школах страны. Но это заставило напрячься многих школьников и их родителей. Ведь тройка за поведение сможет испортить даже блестящий аттестат.Как выяснил сервис по поиску работы SuperJob, около 65% опрошенных мам и пап поддерживают такую инициативу и выступают за возвращение оценок по поведению.
«Контроль воспитания необходим, – уверен отец 7‑классника Александр. – У нас в классе была прекрасная дисциплина, и все выросли ответственными людьми. А теперь дети учителям судом угрожают, хамят и качают права. Так хоть поймут, как делать не надо».
«Оценка поведения поможет угомонить слишком наглых учеников, – уверена нижегородка Мария. – Сейчас авторитет учителя утерян, и его нужно возвращать. Лишь бы сам учитель был справедлив».
Идею поддерживают 59% опрошенных. Причём за год их стало больше на 12%. Выше уровень одобрения среди мужчин (68% против 50% у женщин) и у респондентов старшего возраста: 68% среди тех, кому больше 45 лет, против 52% среди молодёжи до 34 лет.
85% из опрошенных педагогов возвращение оценок за поведение тоже одобряют.
«Родителям нужно объективно воспринимать проблемы детей, так как зачастую им нужна психологическая коррекция, – поделилась Виктория, одна из учителей. – Некоторые дети мешают и нам, и одноклассникам, ведут себя неадекватно. Оценка за поведение – хоть какой-то способ дать понять, что проблема есть, и донести это до родителей».
Многие учителя и вовсе признались, что, на их взгляд, в некоторых случаях за плохое поведение учеников нужно исключать из учебных заведений. Такой вариант поддерживают и многие родители.
«Оценка за поведение должна быть как фиксация замечаний перед отчислением, – считает папа 12-летнего школьника Алексей. – Чтобы какая-нибудь «яжмать» не орала: «А почему моё золотко отчислили?». Вот десять двоек за поведение – ваше золото оказалось подделкой. Оценка за поведение – это первый шаг к отчислению и пожизненная чёрная метка члену общества. Ведь получается, что он не может управлять даже собой».
В качестве аргументов вспоминают множество историй откровенно агрессивного и опасного поведения учеников в отношении учителей – когда школьница запустила торт в лицо преподавательнице, или когда ученик набросился на учительницу с кулаками.
Против возвращения оценок за поведение выступают 18% опрошенных.
«Оценка поведения – это способ давления на родителей и инструмент для перевода ребёнка на домашнее обучение, – уверена нижегородка Светлана. – Якобы это ребёнок неадекватен, а не учитель не справляется».
По мнению родителей, оценка по поведению – вещь крайне субъективная, а потому не всегда работающая.
«Я не очень понимаю, как будут определять критерии плохого и хорошего поведения, – высказала переживания мама 5‑классницы Кристина. – Про СДВГ, например, тоже возник вопрос – куда же поместить несдержанных детей, с незрелой нервной системой, детей с СДВГ? До определённого возраста ребёнок и не способен полностью управлять собой, это норма. Теперь СДВГ и несдержанность должны стать «чёрной меткой» на всю жизнь?»
Многие родители признаются, что их пугает возможность отчисления за плохое поведение, ведь учителя и без того часто могут влепить двойку или тройку или занизить оценку по своему предмету только за то, что ребёнок им не нравится.
«Пошалил в школе, и много дверей во взрослой жизни будут для тебя закрыты, – недоумевает Виталий. – Очень странная система. Каждый же хоть раз в детстве бедокурил». Разговоры по душам Эксперты тоже к эксперименту с оценками за поведение относятся скептически.
«Проблема в том, что представление о правильном поведении раньше, допустим, в советских школах, было своё и были жёсткие рамки правильного и неправильного, – говорит психолог Мария Соколова. – Сейчас в каждой семье свои нормы и правила. Учитель может расценить как плохое поведение то, что в более свободной семье считается обычным. Например, учитель хочет забрать телефон у ребёнка, а ребёнок не отдаёт. Родители на стороне ребёнка, так как учат его беречь свою собственность и не отдавать вещи. Какие-то учителя считают плохим, если ребёнок просится в туалет, а родители, наоборот, учат его не терпеть и говорить о своих потребностях».
Конечно, есть общие правила, понятные всем. Например, ребёнок обзывает других или учителя, срывает урок – такое поведение каждый назовёт плохим. Но непонятно, как в таком случае может помочь оценка за поведение.
«Если ученик ведёт себя вызывающие, мешая учиться своим друзьям, себе самому, то учителю стоит присмотреться и понять, что с ним происходит, – советует психолог. – Посоветоваться со школьным психологом, поговорить с родителями, узнать о семье. Конечно, у современных учителей нет времени и сил на это, потому что их загрузили документацией и бумажками. Но в идеале хочется, чтобы учителя понимали, что непослушный ребёнок не всегда «плохой» и не просто так злой». Сбой системы Многие, и психологи, и социологи, и учителя, и родители отмечают, что дети всё чаще грубят учителям. Тендецию эту можно связать с тем, что современные школы не всегда выполняют свои основные функции.
«Введение нового или повторение старого не от хорошей жизни происходит, – считает нижегородский социолог Александр Прудник. – Это от того, что современное школьное сообщество не может понять, каким образом справляться с некоторыми учениками и какие есть для этого возможности. Возможностей очень мало, и единственное, что остаётся учителям, это вернуться к прежней, привычной системе, в расчёте на то, что она сработает. Но она не сработает так, как работала раньше».
По мнению эксперта, изменились статусы учителя и ученика, поэтому прежние способы взаимодействия не будут продуктивны.
«Прежде авторитет учителя был непререкаем, он не подвергался сомнению, – объяснил социолог. – Учитель был настоящим наставником и лидером. Сейчас ситуация изменилась. Образование стало услугой».
Получается, учитель предоставляет услугу, а ученик её получает. Естественно, он воспринимает себя в более высоком статусе, а учителя – как того, кто ему что-то должен. А степень саморегуляции и ответственности у школьников в силу возраста не очень высокая.
В редких случаях, по словам социолога, оценки за поведение действительно могут повлиять на некоторых учеников, но в целом проблему неуважения к учителям это не решит.
«Следует найти причины, по которым сейчас многим учителям не удаётся справляться с ситуацией в классе, – считает Александр Прудник. – Посмотреть, как работают более успешные структуры. Например, частные школы в развитых странах. Чем эти школы отличаются от общественных? Почему одни школы выпускают учеников, социально адаптированных, умных, адекватных, а в других царит разгильдяйство и ничем не обоснованное самомнение о свой значимости у учеников?»
Психологи и социологи сходятся в одном – введение оценок за поведение может вскрыть много старых и новых ран системы образования, но так и не решить проблему наглого поведения некоторых учеников.
К каким последствиям приведёт эксперимент, мы узнаем уже осенью.
Ранее на сайте Pravda-nn.ru рассказывалось, что в нижегородских школах запустят культурно-просветительский проект для учеников, родителей и педагогов.
Свежие комментарии