«В современном геополитическом мире только Россия может замолвить слово за историческую ценность православной религиозно-мировоззренческой традиции», — считает д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, размышляя о том, каким образом Россия должна противостоять попыткам гонения на православную веру.
«Социальная атмосфера 21 века, где наиболее влиятельные государства мира, определяющие строй геополитических отношений, являются светскими, конечно, отличается от социальной атмосферы 19 в., когда в России действовал принцип «самодержавие, православие, народность». При этом надо понимать, что принятые в современной России представления о светском государстве существенно отличаются как от того, как это воспринимают в странах Запада или в Китае.Исторически сложившаяся роль православной веры и русской православной церкви является частью духовного культурно-исторического наследия российской цивилизации. Оно многочисленными незримыми капиллярными токами входит в структуру культурно-мировоззренческой идентичности гражданина Российской Федерации, рассматривается как ресурс развития в перспективе 22 века, а потому находится под защитой государства.
Политические элиты светских государств запада строят развитие своих стран на платформе транс-культурализма, — то есть на основе отказа от исторически сложившихся форм религиозной мировоззренческой культуры в пользу одноразовых «пророков» и «религий», конструируемых по лекалам бизнес-процессов и по приоритетам общества потребления.
Китай продолжает придерживаться атеистической версии в понимании светского государства, не связывает свои приоритеты с религиозно-мировоззренческими традициями и солидарностями, хотя иные формы своей традиционной культуры активно сохраняет на государственном уровне.
Таким образом, в современном геополитическом мире только Россия может замолвить слово за историческую ценность православной религиозно-мировоззренческой традиции. Особенность современной политики России ещё и в том, что частями своего духовного наследия она чтит и другие традиционные для нашей истории формы религиозно-мировоззренческой культуры: ислам, иудаизм, буддизм, традиционные верования народов севера и др. Беря их под своё покровительство, российское государство вызывает симпатию тех стран и тех народов, которые также стремятся сохранить свои духовно-религиозные традиции и противостоят агрессивному натиску западного транс-культурализма.
Латентное пока что лидерство России в этом противостоянии может быть выражено более энергично. В частности, Россия могла бы выступить инициатором добавления в перечень из 17 целей устойчивого развития (Sustainable development goals /SDG), принятого Генассамблеей ОНН в 2015 г., ещё одной: сохранение религиозно-мировоззренческого наследия и духовно-религиозных традиций народов и государств мира. В таком формате российское противостояние западному транс-культурализму может получить зримую международную поддержку, закрепит за Россией лидерство в вопросах покровительства традиционным религиозным мирам, а православный мир России сможет на новом уровне включиться в работу по защите своих ценностей и своего единства».
Свежие комментарии