Невероятное по красоте зрелище – десятки воздушных шаров в небе – могли наблюдать нижегородцы в конце июня и начале июля. На несколько дней столица Приволжья стала центром воздухоплавания: состоялся Международный Кубок Содружества. Как прошли полёты, какие сложности были на пути организаторов и пилотов, что за старты ждут поклонников воздухоплавания впереди – об этом и многом другом мы расспросили главного организатора соревнований, председателя Федерации воздухоплавательного спорта Нижегородской области Георгия Зименко.
Выиграли россияне – Георгий Фёдорович, Международный Кубок Содружества был организован в Нижнем Новгороде во второй раз.– Да, первый раз мы провели эти соревнования в 2023 году. Тогда в небо поднималось 23 аэростата, в этом году их было 25. Плюс взлетало ещё несколько клубных шаров. В общей сложности можно было наблюдать в небе до 30 аэростатов одновременно. Кроме пилотов из России, в Международном Кубке Содружества участвовали спортсмены из Болгарии, Белоруссии, Армении, Объединённых Арабских Эмиратов и Марокко. Планировали, что приедет пилот из Китая, но в последний момент у него перенесли на конец июня внутренний чемпионат, мы пересеклись по датам, и он не смог стартовать на наших соревнованиях.
– Что можно сказать об уровне мастерства иностранных пилотов?
– Очень высокий! В России около 300 пилотов-воздухоплавателей, в то время как в США их насчитывается порядка десяти тысяч, в Европе – шесть тысяч. Конечно, конкуренция очень большая. Но российские пилоты не теряются на этом фоне. В 2019 году сборная нашей страны выиграла чемпионат мира по воздухоплаванию. У нас были призовые места на чемпионатах мира, Европы.
– Россияне праздновали победу и на Международном Кубке Содружества-2025.
– Лучший результат показала команда Руслана Кильмаматова из Уфы. Второе место заняли туляки вместе со своим капитаном Олегом Снетковым, третье – представители Калужской области, их капитан – Артём Бондаренко. Иностранные пилоты добились высоких результатов, но войти в призовую тройку у них не получилось. Мы проводили соревнования в достаточно жёстких условиях, и, видимо, иностранные спортсмены не были к ним готовы.
По мнению участников Международного Кубка Содружества, соревнования в Нижнем Новгороде были прекрасно организованы. В погоне за «зайцем» – В чём были главные сложности?
– Соревнования обычно проводятся с двумя видами целей – виртуальной и визуальной. Виртуальная – когда идёт измерение по треку, визуальная – когда цель находится на земле. У нас отсутствовали виртуальные цели, потому что GPS и сотовая связь не работали. Все пользовались только визуальными целями, это были расположенные на земле кресты. Мы их размещали на островах, на борской стороне. Пилоты на них заходили и сбрасывали маркеры. Стояла задача попасть маркером как можно ближе к центру креста. За каждое выполненное задание пилоту начислялось определённое количество баллов. Кто по совокупности выполненных заданий набирал наибольшее количество баллов, тот и становился победителем.
– Знаю, что одно из ваших заданий называлось «Заяц и собаки».
– Это упражнение мы проводим, когда не до конца понятно, что будет с ветром. Взлетает первый аэростат, в котором находится кто-то из дирекции, следом – все остальные. В этом году на красивом, ярком аэростате с надписью «Нижний Новгород – город трудовой доблести» летел я с измерителями. Приземлились, разложили на земле цель. Все остальные участники должны были на неё зайти и сбросить маркеры.
– Как выступали на Международном Кубке Содружества нижегородские пилоты?
– Очень достойно. Основным пилотом у нас сейчас считается Сергей Лукоянов, он в сборной Нижегородской области, в сборной России. Выступал хорошо, но в призовую тройку всё же попасть не смог. Конкуренция была, естественно, серьёзная. Например, серебряный призёр Международного Кубка Содружества Олег Снетков – действующий чемпион России. Много лет стартует забравший бронзу наших соревнований Артём Бондаренко. Они очень опытные пилоты. Каждого нового спортсмена мы рады приветствовать, но воздухоплавание всё-таки вид спорта опытных людей. Чтобы стать хорошим пилотом, надо хотя бы пять-шесть лет поездить по соревнованиям.
На Приволжской фиесте организаторы обещают удивительное ночное свечение воздушных шаров. От «Труда» до Ржавских болот – Были ли какие-то нестандартные ситуации на состязаниях в этом году?
– Были приземления на окраине города, которые собирали много ребятишек, и тогда пилоты просто отдавали свою корзину в их полное распоряжение. Дети везде лазили, фотографировались, знакомились с матчастью. В общем, реагировали на нас очень ярко, и это здорово! А был момент, наши пилоты в один из полётов приземлились в Ржавские болота, это за деревней Ржавкой в Кстовском районе. Смогли выбраться оттуда ближе к полуночи. Приехали, поспали часик и поехали на утренний полёт. Из-за соображений безопасности у нас нет возможности летать днём, поэтому мы летаем два часа на восходе и два часа перед закатом солнца.
– Старт Международного Кубка Содружества вечером 25 июня на стадионе «Труд» был очень красив!
– 99 процентов взлётов и посадок мы совершаем в полях. Взлетать с других локаций, особенно с заасфальтированных площадок, – немного необычно. Приходится беречь корзину, шар – есть свои внутренние нюансы. Но пилоты идут на это, чтобы показать всю красоту вида спорта. Признаться, в этом году мы практически не анонсировали старт наших соревнований на стадионе «Труд», потому что до последнего сомневались, будет ли лётная погода. Писали, что, возможно, отменим взлёт, если не будет соответствующих условий. Тем не менее на стадион пришли девять тысяч человек! Погода по факту оказалась гораздо более благоприятной, чем прогнозировалось. В итоге шары мы подняли. Правда, пилоты немного «выхватили» на старте: аэростаты здорово раскачивало. Однако всё прошло штатно и безопасно.
– В соцсетях я видела десятки фотографий аэростатов – взлетающих с «Труда», парящих над домами, Волгой, Окой, Нижегородским кремлём…
– Соревнования в этом году проводились в сложных погодных условиях, под действием циклона. Каждый день были осадки, непростые ветра. Но в чём нам повезло – часто направление ветра было в сторону центра города, и мы спокойно могли работать на публику, которая там скапливалась. Мы сами писали в соцсетях, приглашали нижегородцев и гостей города: сегодня вечером полетим над кремлём, приходите. Зрителей было очень много. В этом плане у нас получились яркие, красочные соревнования, город нас точно заметил.
Хочу особо поблагодарить руководителей Нижнего Новгорода и региона, которые поддерживают наши соревнования. Это уникальная ситуация, когда над городом-миллионником летают аэростаты. Есть помощь от администрации, содействие.
– Ваши соревнования стали настоящим праздником для нижегородцев. Когда мы опять увидим аэростаты в небе над городом?
– В августе. С 13-го по 17‑е будет проходить Приволжская фиеста, которая приурочена ко Дню города. Опять ждём в гости пилотов из других городов. Популярность наших стартов с каждым годом растёт. Ведь, приняв здесь участие в соревнованиях, каждый спортсмен не просто уезжает из Нижнего Новгорода со своими впечатлениями. Он рассказывает о них в соцсетях, а у каждого в группе – по несколько тысяч подписчиков. Думаю, популярность Нижнего Новгорода растёт в том числе и благодаря усилиям Федерации воздухоплавательного спорта Нижегородской области. Будем и дальше работать на благо родного края!
Свежие комментарии