На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

218 подписчиков

Свежие комментарии

  • Иван Иванов
    Ну и как она ночью пойдет саморасцеп устранять?Возьмёт башмаки,щуку,фонарь,рукав.А в грузовом поезде,что с ней машини...Первая женщина-по...
  • HotRS
    В одной из провинций Китая уже запустили сети 10G.Первую отечествен...
  • Maxim
    Он - Симонов, неча - под дворянство князей Рюриковичей - косить..Юрий Вяземский ра...

Инклюзивность цифровых сервисов обсудили на конференции ЦИПР-2025

Несмотря на стремительное развитие технологий, многие люди с инвалидностью остаются в цифровой изоляции. Только каждый второй человек с физическими ограничениями пользуется интернетом, и лишь каждый третий делает это ежедневно. При этом образование и карьера уверенно переходят в онлайн. Почему же изоляция сохраняется и что сделать, чтобы её преодолеть, обсудили в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России».

Новые возможности Своё название «Инклюзивные технологии для счастья» секция получила неслучайно.

«Мы часто говорим о доступной физической среде в виде пандусов, шрифта, но забываем о цифровой доступности», – отметила модератор дискуссии, советник генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив» Екатерина Никитина.

А между тем, по признанию самих людей с ограниченными возможностями здоровья, доступность цифровых сервисов делает их функциональными, самостоятельными и… счастливыми.

В рейтинге важности объектов и услуг для людей с инвалидностью категория «Информация и связь» занимает третье место после здравоохранения и социальной защиты населения. Результатами опроса поделилась директор Федерального центра по формированию доступной среды Оксана Мирошниченко.

«Один из ответов был: «Цифровая доступность мне заменяет ноги», – сказала она. – Это было до слёз трогательно».

Между тем в ходе исследования была оценена доступность для инвалидов 36 сайтов органов исполнительной власти, через которое осуществляется взаимодействие, получение услуг.

«Не нашли ни одного сайта, который бы соответствовал требованиям ГОСТа, – сказала Оксана Мирошниченко. – Непонятная навигация, мелкий шрифт».

По словам Оксаны Мирошниченко, для того чтобы увеличить цифровую доступность, необходимо в том числе развивать программное обеспечение для людей с нарушением зрения, слуха и моторики, обучать инвалидов пользоваться цифровыми и электронными ресурсами.

Каждый второй пользователь использует хотя бы одну настройку доступности. Точки роста Инфодоступность – важный ключ к любой отрасли, к любой сфере. Люди с ограниченными возможностями здоровья тоже потребители услуг.

«Мы системно подходим к теме инклюзии, – рассказала директор в Tech for good ESG в «Яндекc» Валерия Курмак. – Делаем так, чтобы человек мог сам добраться куда-то или узнать информацию об организациях. В картах есть признаки доступности. Создаём различные сервисы, которые помогают в учёбе и работе. Приложение «Яндекс-разговор» помогает переводить голос в текст. Есть умная камера, которая помогает незрячим людям распознать различные предметы. На бытовом уровне, к примеру, отличить банку с кукурузой от банки с горошком. Незрячие люди могут с помощью наших сервисов смотреть кино, на концертах есть переводчик жестового языка. Доступность стала частью культуры, но чтобы это произошло, нужно время».

По мнению Валерии Курмак, очень важно заниматься просвещением, чтобы компании понимали, что их сервисы востребованы людьми с ограниченными возможностями здоровья.

«Часто разработчики не делают доступность, потому что они не знают, к примеру, что незрячие люди пользуются их сервисами», – отметила Валерия Курмак.

С 2022 года систематически улучшают цифровую доступность госуслуги.

«До этого была точечная работа, а с 2022 года внедрили системный подход», – рассказала руководитель направления доступности РТЛабс (госуслуги) Татьяна Миронова. Пусть научат Что же нужно сделать, чтобы повысить цифровую доступность? Эксперты считают, что проще не адаптировать существующие сервисы под людей с ограниченными возможностями здоровья, а создавать сервисы, которые уже адаптированы. Но таких специалистов сначала нужно подготовить.

«Мы предлагаем внедрить в образовательные программы айтишных направлений подготовки в вузах модуль, направленный на формирование инклюзивных компетенций у студентов, – рассказал проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности Вятского государственного университета, куратор ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Константин Бажин. – Чтобы они понимали все особенности такой категории пользователей и могли учитывать в профессиональной деятельности их потребности. Гораздо эффективнее, дешевле, проще закладывать инклюзию на этапе проектирования продукта, чем потом адаптировать что-то готовое».

С сентября апробацию этого модуля начнут 10 вузов.

«Цифровая инклюзия имеет две составляющие: доступность и грамотность пользователя, – отметила в свою очередь руководитель тифлоинформационного центра ННГУ им. Н. И. Лобачевского Марина Рощина. – Для того чтобы доступность давала реальную отдачу и состоялось то самое счастье, которое вынесено в название дискуссии, необходимо, чтобы пользователи знали о доступных возможностях и умели ими пользоваться».

А возможностей немало.

«Обычный смартфон становится для незрячего настоящим помощником в кармане, – отметила Марина Рощина. – Он может подсказать нужную остановку, помочь с выбором пешеходного маршрута, вызвать такси, заказать еду. В результате незрячий человек реже нуждается в посторонней помощи, становится более самостоятельным и более уверенным».

Незрячие пользуются теми же самыми компьютерами, теми же самыми смартфонами, но при этом принципы работы совершенно другие. А значит, этим людям необходимо специальное обучение.

В регионе обучать незрячих компьютерной грамотности начали в 1997 году, в 2016‑м стартовало обучение сенсорным устройствам, а в 2021 году, по выражению Марины Рощиной, произошла революция – обучение инвалидов цифровой грамотности получило бюджетное финансирование.

Впереди – новый проект, который призван сделать цифровые сервисы ещё доступнее.

«Мы будем готовить незрячих тестировщиков невизуальной доступности, – рассказала Марина Рощина. – Соответствующая программа повышения квалификации будет открыта в ННГУ».

Таким образом люди с инвалидностью получат и возможность трудоустройства. И для кого-то это будет ещё одной ступенькой к счастью.

 

Ссылка на первоисточник
наверх