На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Эльвира Величутина (Вишневская)
    Ни что не ново. Дудинцев в "Белых одеждах" подробно описал этот процесс новшеств🤩Семена несуществу...
  • Светлана Степанова
    Велгию и колоть удобно, и по качеству она, на мой взгляд, наш лучший аналог оземпика на сегодняшний деньСредний чек нижег...
  • Влада
    Лично у меня несколько знакомых на семаглутиде (оземпик), но покупают велгию. Говорят удобнее ставить.Средний чек нижег...

Три главных мифа о переименовании Нижнего Новгорода

Ровно 35 лет назад, 22 октября 1990 года, наш областной центр вернул себе своё историческое название – Нижний Новгород. До того он целых 58 лет носил имя писателя Максима Горького. Конечно, писатель был выдающейся личностью, да ещё и мирового значения, однако его имя для древнего русского города явно было выбрано неудачно… Я с огромным уважением отношусь к советскому прошлому, потому что этот период нашей истории дал стране очень много.

Однако некоторые его моменты категорически не приемлю! Вакханалия с отменой исторических названий городов как раз относится к такому негативу: Свердловск, Молотов, Ленинград, Киров…

Мне сложно судить, чем именно руководствовались в ЦК ВКП (б), когда давали старым городам имена красных вождей. Но, на мой взгляд, это как раз то «наследие», от которого безусловно стоит отказаться – потому что никто не вправе менять исторические названия, данные при основании тех или иных населённых пунктов!

Что же касается нашего города, то среди нижегородцев и даже краеведов до сих пор ходит много слухов об этом переименовании. Разберёмся в некоторых из них… Миф первый Коммунисты хотели дать городу имя Кагановича или Ягоды

Да, такие слухи в начале 30‑х годов действительно ходили. Известный сталинский сподвижник Лазарь Моисеевич Каганович в годы Гражданской войны руководил местной партийной организацией, а нарком НКВД СССР Генрих Соломонович Ягода вырос в нашем городе. Якобы оба ходили к Сталину, буквально умоляя того «подарить» им крупнейший город Поволжья, но Сталин отшил обоих. Рассказывают, что Иосиф Виссарионович объяснил Кагановичу, что название Кагановичград явно не воодушевит нижегородцев и даже всколыхнёт антисемитские настроения в стране.

То же самое было растолковано и Ягоде…

Однако на самом деле это только исторические сплетни. Сталин сразу сделал выбор в пользу писателя Горького. Почему? Скорее всего, потому, что в это время, на рубеже 20 – 30‑х годов, шла мобилизация всех возможных ресурсов государства, в том числе и на идеологическом фронте – Сталин прекрасно понимал, что ему предстоит непростая борьба как внутри страны с партийной оппозицией, так и во внешнем мире, где всё шло ко Второй мировой войне.

Таким образом, в канун суровых испытаний вождю понадобилась очень мощная культурно-идеологическая машина. Для её создания было решено сплотить разрозненные творческие организации советских писателей в одну структуру – Союз писателей Советского Союза, а во главе поставить влиятельного человека с мировым именем. Лучшей кандидатурой на такой пост был именно Горький.

До 1931 года писатель, фактически изгнанный из России Лениным за «мелкобуржуазную интеллигентскую мягкотелость», проявленную Алексеем Максимовичем во время Гражданской войны, жил за границей. Но Горькому плохо пришлось за рубежом. Иностранцы были равнодушны к его творчеству, а белоэмигранты ненавидели писателя за дореволюционные связи с большевиками. Он был не востребован, начал испытывать финансовую нужду, что особенно коробило Горького, привыкшего к материальному комфорту.

Сталин прекрасно знал это. Поэтому ему без особого труда удалось уговорить писателя вернуться в Россию: Горькому обещали щедрые гонорары плюс руководство всеми писателями страны. Но главный подарок был преподнесён в октябре 1932 года, когда «по просьбе трудящихся» в ознаменование 40-летия творчества Алексея Максимовича Нижний Новгород был переименован в город Горький.

Говорят, что Горький якобы был против такого подарка и даже ходатайствовал перед Сталиным об отмене переименования. Будто бы он даже запретил своим родным и близким именовать Нижний Новгород Горьким. Возможно, однако открыто возражать Сталину он не стал – видимо, в глубине души всё же был польщён такой честью. Во всяком случае, именно после 1932 года Горький стал верой и правдой служить Сталину, создав нужный и преданный вождю Союз писателей.

Эта мощная идеологическая структура сыграла свою большую роль как в 1937 – 1938 годы, когда прошёл разгром сталинских противников внутри партии, так и в годы Великой Отечественной войны, когда потребовалось мобилизовать народные массы на борьбу с фашистскими захватчиками. Так что расчёт Сталина, сделанный в 1932 году, оказался верным. Однако самих нижегородцев такой ход вряд ли обрадовал… Миф второй Главная заслуга в возвращении исторического имени принадлежит Борису Немцову

Это так считали только сам Борис Ефимович да его немногочисленные сторонники. На самом деле нижегородцам изначально не нравилось горьковское название. Мне довелось застать стариков, которые ещё с тех самых 30‑х годов, невзирая ни на что, между собой упорно называли наш город Нижним Новгородом – и действительно, ну кто будет гордиться населённым пунктом с «горьким» наименованием?! Ещё хорошо помню, как меня самого подкалывали сослуживцы по срочной армейской службе: «Ты из какого города? Из Горького? А почему не из сладкого?». Сказать в ответ было нечего…

Неудивительно, что память об исконном названии всегда была очень жива. К примеру, наш кремль так и не был переименован в «горьковский» – наоборот, он всегда оставался Нижегородским кремлём. В 70‑е годы в городе появились Нижегородский район и улица Нижегородская (последняя, кстати, была переименована из улицы Карла Маркса).

А в 80‑е местная интеллигенция уже открыто заговорила о необходимости возвращения исторического названия. В 1987 году на проходившем в Горьком Всероссийском съезде «Общества охраны памятников культуры» было зачитано открытое письмо от лица таких видных нижегородцев, как академики Борис Королёв и Андрей Гапонов-Грехов, писатель Валерий Шамшурин. Они предлагали обсудить саму тему возвращения названия «Нижний Новгород». И хотя съезд и не отреагировал на это обращение, процесс, что называется, пошёл. И очень скоро – с началом перестройки – он приобрёл политический оттенок…

Настроениями воспользовался тогда ещё молодой оппозиционный политик Борис Немцов, который ради политического популизма выдвинул тезис об открытии города для иностранцев и о возвращении ему исторического имени. К этому моменту уже абсолютное большинство горожан было за название «Нижний Новгород» – так что Немцов просто хорошо пропиарился на выгодной теме…

Что касается правящей тогда партийной верхушки города и области, то тут мнения разделились. Часть коммунистов поддерживала устремление горожан, а часть крепко стояла за город Горький. Эти-то ортодоксы и организовали «письма протеста», авторы которых требовали не покушаться на имя «великого пролетарского писателя».

Особенно сильно страсти разгорелись после того, как только что избранный городской Совет народных депутатов в апреле 1990 года принял решение возвратить городу историческое имя. В постановлении говорилось, что переименование в 1932 году было незаконным актом, совершённым в условиях «культа личности». Особенно подчёркивалось, что этот процесс никак не связан с переоценкой литературного творчества писателя Горького.

В августе того же года постановление рассматривал облсовет. Вот что писал об этом популярный тогда журналист газеты «Ленинская смена» Олег Капитанов:

«Первое, что я увидел, пройдя в Дом Советов, это два больших стола с табличками «г. Горький» и «г. Н. Новгород», стоящих в фойе второго этажа. На каждом из них груда писем сторонников и противников переименования города. Гневные и деловые, эмоциональные и оскорбительные – все эти письма, направленные в адрес депутатов облсовета, отражали разнообразную гамму мнений и суждений людей, не равнодушных к судьбе своей земли. Приведу две выдержки из писем, наиболее ярко характеризующих расстановку сил:

«…Мы против возвращения нашему городу купеческого названия – Нижний Новгород. Пристань, ярмарка, купцы, обыватели, нищие – всё это отошло в прошлое, и теперь нас уводят от идеалов социализма, заставляют забыть о своем гениальном земляке…»

«…Переименовывая город, мы возвращаемся к истокам прошлого, очищаемся от настоящей грязи, настраиваемся жить по-новому, забыв про горькое существование в горьком городе…»

В ходе недолгого обсуждения за Нижний Новгород проголосовал 161 человек, против были всего 13. Документы ушли в Москву. А там, в Верховном Совете, уже лежали точно такие же постановления местных органов власти о возвращении исторических имён Ленинграду, Свердловску и многим другим городам страны. Верховный Совет, усиленно в те времена боровшийся с союзным руководством, поддержал провинциальных законодателей, рассчитывая в их лице найти союзников. Впрочем, несмотря на все эти политические интриги, главным стало само торжество исторической справедливости – наш город в числе других российских городов тогда возвратил себе утерянное имя. Надеюсь, что теперь навсегда… Миф третий Горький был закрытым по причине неудобного названия

Эта сказка была популярной у нашей либеральной интеллигенции, а также у разного рода антисоветчиков. На самом деле город Горький закрыли для иностранцев только в 1959 году – по причине пристального внимания иностранных спецслужб. И действительно, в это время регион превратился в один из центров советской оборонной промышленности по производству бронетехники, реактивных истребителей, разных видов артиллерийских систем, станций РЛС и т.д.

По словам нижегородского историка Александра Васильевича Осипова, если в 1956 году Горький посетили 78 иностранцев из капиталистических стран (в их числе находились 22 установленных разведчика), то на следующий год в нашем городе побывало уже 245 гостей из капиталистических стран, из них – 26 шпионов из числа сотрудников дипломатического корпуса. Причём эти «легальные» агенты не только изучали наши военно-промышленные предприятия со стороны, но и внаглую пытались проникнуть туда.

А ещё наша область стала главной в разработке и создании ядерных изделий. В 40‑е годы на базе одного из подразделений КБ Горьковского машиностроительного (артиллерийского) завода было образовано Особое конструкторское бюро (ОКБ) по созданию оборудования для атомной промышленности, ныне ОКБМ имени И.И. Африкантова – организация в том числе занималась и созданием двигателей для атомных подвод­ных лодок. Сами же лодки изготовлялись на заводе «Красное Сормово». Также в рамках атомного проекта были открыты специализированные НИИ и КБ.

Наконец, на территории области, недалеко от посёлка Дивеево, начал действовать сверхсекретный объект, который в разное время именовался «Кремлёвом», «Москвой-75», «Москвой-300», «Арзамасом-16» – там наши учёные занимались разработкой ядерного оружия, ныне это Федеральный ядерный центр город Саров…

Вот для сохранности прежде всего именно атомных секретов 4 августа 1959 года вышло Постановление Совета министров СССР «О закрытии города Горького для посещения иностранцами». Конечно, всех шпионов таким шагом было не остановить, но оградить регион от наглецов с дипломатическим паспортом оказалось вполне возможным.

…Город «открыли» в сентябре 1991 года. И произошло это не столько потому, что само решение протолкнул тогдашний полномочный представитель президента России по Нижегородской области Борис Немцов, выполнявший свои политические обещания, сколько в силу отсутствия возражений со стороны КГБ СССР и других специалистов по обеспечению безопасности.

К тому времени средства для разведки уже были изобретены такие, что любая формальная закрытость того или иного важного объекта не играла прежней роли в защите его секретов. Не менее эффективными стали и новые способы защиты информации – они также не требовали жёстких проездных запретов.

Поэтому Нижний Новгород спокойно открыли для зарубежных гостей…

Ранее сайт pravda-nn.ru рассказывал, как Нижнему Новгороду вернули историческое название.

 

Ссылка на первоисточник
наверх