«Возможное возвращение иностранных брендов в Россию — еще один повод порадоваться и за нашу страну, и за наших соседей по миру, которые вновь не против превратиться в «зарубежных партнеров», — считает д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского Сергей Судьин, размышляя о том, как возвращение иностранных брендов может сказаться на отечественных производителях.
«Последние недели как-то особенно обнадеживают позитивными новостями. Возможное возвращение иностранных брендов в Россию — еще один повод порадоваться и за нашу страну, и за наших соседей по миру, которые вновь не против превратиться в «зарубежных партнеров». Сейчас это сделать непросто.Во-первых, дальше слухов дело пока не идет, а жесткая позиция нашей страны в отношении потенциальных «возвращенцев» эти планы может с легкостью перечеркнуть. Во-вторых, за прошедшие три года наша страна сама научилась делать много того, что раньше не умела, наладила пути параллельного импорта, не допустив дефицита в большинстве товарных групп. Увы, не во всех. И цены заметно выросли. И со многими привычными вещами расставание было крайне неприятным и даже болезненным. Понятно возникающее желание показать, что мы теперь и сами с усами.
Изоляционистскую риторику Правительства смягчил Президент, аккуратно напомнив о сохраняющемся членстве России в ВТО. Оно, среди прочего, предполагает и борьбу с протекционизмом. Поэтому, возможное возвращение иностранных производителей усложняется необходимостью сохранения широкого присутствия отечественных товаров на российском рынке. О последствиях можно только гадать.
Конечно же, обострится конкуренция, упадут цены, повысится качество товаров, расширится ассортимент. Чувствую, однако, что в новых условиях российским производителям государственная помощь все же понадобится. Тем более, многие к ней успели привыкнуть и возможное сокращение государственных программ поддержки фондоёмких, а проще – прожорливых проектов и отраслей кто-то воспримет крайне болезненно.
У России есть все права, чтобы ставить иностранным производителям условия возвращения. Но главным из них должно стать соответствие интересам нашей страны. И если подумать, то в данном случае интересы России и западных стран во-многом совпадают. Ведь речь идет не только о фастфуде, шоколадных батончиках и автомобилях эконом-класса. Вынужденная изоляция России обусловила курс на достижение технологического суверенитета, что оказалось весьма непростой задачей. Об этом красноречиво говорят почти еженедельные сообщения о ломающихся прямо в воздухе «Суперджетах», которые словно никак не желают импортозамещаться, о постоянном «сдвигании вправо» сроков поставки отечественного самолета МС-21, о критической зависимости нашей страны от технологий и оборудования в самых неожиданных сферах экономики.
Конечно, мы сможем научиться всему. В стране достаточно умных людей, стране хватит денег. С учетом масштабов задачи у нас слишком мало времени. Возвращение ряда зарубежных производителей однозначно в интересах России, пренебрегать которыми попросту неразумно. Поиск баланса своего и чужого – забота Правительства. Оно справится».
Свежие комментарии