«Предстоящий диалог президента России и президента США на Аляске позволяет обратить внимание на то, что встраивание России в систему новых международных отношений происходит не только по линии БРИКС», — сообщил д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, комментируя тему развития Арктики в XXI веке и ее геополитического значения для России.
Вероятная перспектива аляскинской сделки «единая и неделимая безопасность в обмен на доступ к ресурсам Арктики» привнесёт в действующие программы российского правительства по освоению этого заполярного макрорегиона фактор конкуренции, – конкуренции с США.Это потребует корректировки, в рамках которой улучшение качества жизни северян, повышение уровня образования и медицины, транспортной доступности, улучшение экологии, городской среды, обновление жилищного фонда и инфраструктуры необходимо по-прежнему производить в сочетании со всеми особенностями задач по сохранению традиционного образа жизни, хозяйственных практик и верований малых народов севера, локальных языковых культур, эпоса, фольклора и пр. Это должно касаться также и зон хозяйственной активности резидентов США, если таковые будут установлены.
С другой стороны, перспектива подобного рода сделки потребует от всей системы оценки социально-экономической эффективности перехода с приоритетов «покупательной способности», которыми в настоящее время принято иллюстрировать успешность экономической политики, на принципы «производящей способности», в свете которых США имеют большую фору. Если экономическое соревнование между Россией и США войдёт в локацию Арктики, то и конкуренция за место и роль России в новом, становящемся геополитическом ландшафте станет более острой.
Потребуется более чёткий по своему содержанию и более решительный вывод практик российского стратегирования и мастер-планирования на новую ступень, контуры которой в настоящее время только-только намечаются на основе критического осмысления опыта 1990‑х – 2000‑х годов.
Свежие комментарии