Актёра, режиссёра, писателя, депутата Госдумы Николая Бурляева знает не одно поколение зрителей. В 14 лет он дебютировал в кино в дипломной работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь». Потом по его рекомендации попал в картину «Иваново детство» Андрея Тарковского, где сыграл главную роль, а сегодня в его фильмографии больше 100 картин, среди которых «Андрей Рублёв», «Игрок», «Маленькие трагедии», «Отпуск в сентябре» «Военно-полевой роман», «Мастер и Маргарита».
В Нижний Новгород артист приехал на форум «Золотой витязь», руководителем которого является. И, как оказалось, на наш город у него большие планы. Сохранить души – Николай Петрович, за годы существования международного кино- и литературного фестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь» нижегородцы не раз становились его призёрами и в литературе, и в театре. Как случилось, что форум впервые состоялся на Нижегородской земле?
– Мы встретились с губернатором Нижегородской области и в разговоре о культуре поняли, что нам по пути. Я предложил для начала провести небольшой литературный форум, и мы договорились о том, что на будущий год Нижний станет центром славянской культуры и примет международный славянский форум искусств «Золотой витязь». Обычно он длится 10 дней, и я на него приглашаю весь цвет славянской культуры, а Глеб Сергеевич предложил расширить рамки до двух с половиной месяцев – с конца июля по 4 ноября, и в День народного единства мы его завершим.
– Девиз «Золотого витязя» – «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Он охватывает разные сферы искусства и практически все жанры литературы. Какова его главная цель?
– В русской цивилизации литература всегда занимала достойное место, и я надеюсь, что мы сметём всю пыль, которую на неё нанесли.
Меня поражает, что на книжных ярмарках стали продавать книги по сатанизму. И не одну-две, а сотни! А ведь президент открыто сказал на весь мир, что сегодня Россия борется против мирового сатанизма! В Думе мы на пороге принятия закона о противодействии ему.– Форум позволяет заявить о себе людям из самых отдалённых уголков. Реально ли сегодня без связи и денег стать известным писателем или актёром?
– Я сейчас преподаю во ВГИКе, это курсы для людей с высшим образованием, и они платные. Я категорически против такого подхода. При нём не появятся ни Шукшин, ни Тарковский, который всегда бедствовал. Нужно менять отношение государства к образованию. Когда-то царь Николай I спросил Александра Сергеевича Пушкина, с чего бы он начал реформу. И Пушкин ответил: «С образования, ибо души неокрепшие пойдут за любым водителем». Это актуально и сейчас.
Я предлагаю вывести культуру из рыночных унижений.
Николай Бурляев Русский дух – Вы пошли в Госдуму с целью защитить культуру. Может ли сегодня депутат влиять на то, как она развивается? И какие культурные проекты Госдума одобрила с вашей подачи?
– Я подписал какое-то количество законопроектов, но главные мои предложения пока не приняты. При первом же выходе на трибуну Думы я предложил выделять на культуру не 0,7% ВВП, а минимум 3%. Культура важна не менее Министерства обороны. Оно оберегает тело государства, а культура – душу. Потеряем душу – потеряем страну. Я предлагаю вывести культуру из рыночных унижений. Нельзя её измерять рублём – тем, сколько она заработает. Минкультуры я знаю с 1959 года, со времён Фурцевой, и оно сегодня выродилось в министерство развлечений. Но нельзя всё превращать в шоу-бизнес! Сегодня мы работаем над законом о культуре. Надеюсь, нас услышат.
– Наверное, в борьбе за русскую культуру предстоит поменять многие подходы. Например, литературоведение оперирует пренебрежительным термином писатели-деревенщики. Есть ли шанс поднять престиж писателей того времени и защитить тех, кто сегодня идёт по их стопам?
– Это обязанность и государства, и Думы и Минкультуры. Этим сегментом культуры никто не занимается, нет у нас профессии писатель. Они никак не защищены. Вот и не появляются новые Шукшины и Распутины. Русофобские литературоведы к ним относились омерзительно. Надеюсь, сегодня, когда Запад от нас закрылся, на них обратят внимание. «Лермонтов погиб не на дуэли» – Год назад вы выступили с предложением расследовать гибель Лермонтова. Для многих были откровением результаты баллистической экспертизы и то, что, судя по всему, Лермонтова просто бросили на месте дуэли и, возможно, даже убийства. Почему эту тайну вы берегли так долго и открыли только сейчас?
– Потому что пришло время. Мне-то это было ясно, ещё когда я снимал фильм. Это не дуэль – это убийство. Я общался с литературоведами, лермонтоведами, криминалистами, баллистиками. И кандидат баллистических наук, который ездил на место дуэли с баллистическими приборами, измерял там самый большой возможный угол наклона 3°, а пуля попала в тело Лермонтова снизу вверх под углом почти 40°. А угол раневого канала – 60°! Поэтому я уверен в том, что это был заговор «Кружка шестнадцати», который окружал Лермонтова последние два года его жизни.
Эти юнцы – дети отцов, приближенных к императору, которые повсюду за Лермонтовым таскались. Когда его отправили на Кавказ, все поехали за ним. Дальше его отправили в Петербург – и опять все поехали за ним. А когда его отправили опять на Кавказ, он перед отъездом сказал своим близким друзьям, что не вернётся с Кавказа. Он предчувствовал развязку. Несколько человек поехали за ним и были при убийстве Лермонтова. Нужно расследование.
– Поддержала ли вашу инициативу семья Лермонтовых? Вы ведь знакомы с общественным деятелем и хранителем наследия Лермонтовых – Михаилом Юрьевичем Лермонтовым?
– Я пришёл в Следственный комитет к Александру Бастрыкину и час ему рассказывал то, что знаю. Я принёс свой депутатский запрос о расследовании гибели Лермонтова и аналогичные запросы от потомков рода Лермонтовых, который подписал Михаил Юрьевич, и от криминалистов, и от Лермонтовского общества. Так что это наш общий интерес.
– На каком этапе сейчас расследование?
– Пока мы об этом говорить не можем, это закрытая тема.
– На днях в прокат вышла картина «Лермонтов» – о последнем дне жизни поэта, снятая режиссёром Бакуром Бакурадзе. Но для многих Лермонтов – это вы. Как сегодня зрители воспринимают картину, созданную 40 лет назад?
– Так же, как 40 лет назад: те же аплодисменты, залы поднимаются, благодарят. Сорок лет назад мне говорили, что это первый фильм после Шукшина, где есть русский дух. Помню, женщина в зале сказала: «Я – мать троих детей и на этом фильме буду их воспитывать патриотами».
От нового фильма я видел тревожные трейлеры. Опять его показывают… не знаю, как сказать помягче… Это не Лермонтов, это какой-то комик, плохо говорящий и отталкивающий. Режиссёр упор делает на дурной характер Лермонтова, на взбалмошность. Это просто непрофессионально, это уничтожение Лермонтова. И не только его.
В другом фильме Пушкин читает рэп – и какой Пушкин! Актёров берут абсолютно далёких по духовному уровню от тех, кого они пытаются изображать. Это преступление.
– Нижегородцы первыми увидели ваш фильм «Никита», снятый к 80-летию Никиты Михалкова. Что для себя вы открыли в нём после 66 лет дружбы, работая над картиной?
– Я открываю его всю свою жизнь, все 66 лет. А последние пять лет мы часто встречаемся на спектакле «12», который он поставил и где я играю одну из главных ролей. Я открываю его каждый раз и вижу, что каким он был, таким он и остался. Это всё тот же Никита – озорной, с грандиозным чувством юмора и невероятно любящий людей.
В детстве я думал: он, сын Михалкова, общаясь со всеми как с родными, играет на публику. Нет! Он реально любит людей. Вот сейчас мне идти на сцену – и знаю, что там будет: он обнимет актёров, помрежа, осветителя, гримёра, звуковика. Каждый приложится к его щеке, чтобы получить от него энергию любви.
И в фильме я задаю ему вопросы: «Какая у тебя главная тема? У Тарковского это жертвоприношение, а у тебя?». И он мне ответил то, что я уже сформулировал: «Любовь». Я рад, что попал в точку, и так и записал. Главное для него – любовь и поиск общей гармонии.
– Что ждать зрителям в будущем от актёра и режиссёра Бурляева?
– У меня есть план – снять фильм о Сергии Радонежском и о Суворове. И фильм «Исповедь» – мою исповедь.
Свежие комментарии