На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

227 подписчиков

Свежие комментарии

Актёр Николай Бурляев рассказал, почему надо защищать русских писателей

Актёра, режиссёра, писателя, депутата Госдумы Николая Бурляева знает не одно поколение зрителей. В 14 лет он дебютировал в кино в дипломной работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь». Потом по его рекомендации попал в картину «Иваново детство» Андрея Тарковского, где сыграл главную роль, а сегодня в его фильмографии больше 100 картин, среди которых «Андрей Рублёв», «Игрок», «Маленькие трагедии», «Отпуск в сентябре» «Военно-полевой роман», «Мастер и Маргарита».

В Нижний Новгород артист приехал на форум «Золотой витязь», руководителем которого является. И, как оказалось, на наш город у него большие планы. Сохранить души – Николай Петрович, за годы существования международного кино- и литературного фестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь» нижегородцы не раз становились его призёрами и в литературе, и в театре. Как случилось, что форум впервые состоялся на Нижегородской земле?

– Мы встретились с губернатором Нижегородской области и в разговоре о культуре поняли, что нам по пути. Я предложил для начала провести небольшой литературный форум, и мы договорились о том, что на будущий год Нижний станет центром славянской культуры и примет международный славянский форум искусств «Золотой витязь». Обычно он длится 10 дней, и я на него приглашаю весь цвет славянской культуры, а Глеб Сергеевич предложил расширить рамки до двух с половиной месяцев – с конца июля по 4 ноября, и в День народного единства мы его завершим.

– Девиз «Золотого витязя» – «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Он охватывает разные сферы искусства и практически все жанры литературы. Какова его главная цель?

– В русской цивилизации литература всегда занимала достойное место, и я надеюсь, что мы сметём всю пыль, которую на неё нанесли.

Меня поражает, что на книжных ярмарках стали продавать книги по сатанизму. И не одну-две, а сотни! А ведь президент открыто сказал на весь мир, что сегодня Россия борется против мирового сатанизма! В Думе мы на пороге принятия закона о противодействии ему.

– Форум позволяет заявить о себе людям из самых отдалённых уголков. Реально ли сегодня без связи и денег стать известным писателем или актёром?

– Я сейчас преподаю во ВГИКе, это курсы для людей с высшим образованием, и они платные. Я категорически против такого подхода. При нём не появятся ни Шукшин, ни Тарковский, который всегда бедствовал. Нужно менять отношение государства к образованию. Когда-то царь Николай I спросил Александра Сергеевича Пушкина, с чего бы он начал реформу. И Пушкин ответил: «С образования, ибо души неокрепшие пойдут за любым водителем». Это актуально и сейчас.

Я предлагаю вывести культуру из рыночных унижений. 

Николай Бурляев Русский дух – Вы пошли в Госдуму с целью защитить культуру. Может ли сегодня депутат влиять на то, как она развивается? И какие культурные проекты Госдума одобрила с вашей подачи?

– Я подписал какое-то количество законопроектов, но главные мои предложения пока не приняты. При первом же выходе на трибуну Думы я предложил выделять на культуру не 0,7% ВВП, а минимум 3%. Культура важна не менее Министерства обороны. Оно оберегает тело государства, а культура – душу. Потеряем душу – потеряем страну. Я предлагаю вывести культуру из рыночных унижений. Нельзя её измерять рублём – тем, сколько она заработает. Минкультуры я знаю с 1959 года, со времён Фурцевой, и оно сегодня выродилось в министерство развлечений. Но нельзя всё превращать в шоу-бизнес! Сегодня мы работаем над законом о культуре. Надеюсь, нас услышат.

– Наверное, в борьбе за русскую культуру предстоит поменять многие подходы. Например, литературоведение оперирует пренебрежительным термином писатели-деревенщики. Есть ли шанс поднять престиж писателей того времени и защитить тех, кто сегодня идёт по их стопам?

– Это обязанность и государства, и Думы и Минкультуры. Этим сегментом культуры никто не занимается, нет у нас профессии писатель. Они никак не защищены. Вот и не появляются новые Шукшины и Распутины. Русофобские литературоведы к ним относились омерзительно. Надеюсь, сегодня, когда Запад от нас закрылся, на них обратят внимание. «Лермонтов погиб не на дуэли» – Год назад вы выступили с предложением расследовать гибель Лермонтова. Для многих были откровением результаты баллистической экспертизы и то, что, судя по всему, Лермонтова просто бросили на месте дуэли и, возможно, даже убийства. Почему эту тайну вы берегли так долго и открыли только сейчас?

– Потому что пришло время. Мне-то это было ясно, ещё когда я снимал фильм. Это не дуэль – это убийство. Я общался с литературоведами, лермонтоведами, криминалистами, баллистиками. И кандидат баллистических наук, который ездил на место дуэли с баллистическими приборами, измерял там самый большой возможный угол наклона 3°, а пуля попала в тело Лермонтова снизу вверх под углом почти 40°. А угол раневого канала – 60°! Поэтому я уверен в том, что это был заговор «Кружка шестнадцати», который окружал Лермонтова последние два года его жизни.

Эти юнцы – дети отцов, приближенных к императору, которые повсюду за Лермонтовым таскались. Когда его отправили на Кавказ, все поехали за ним. Дальше его отправили в Петербург – и опять все поехали за ним. А когда его отправили опять на Кавказ, он перед отъездом сказал своим близким друзьям, что не вернётся с Кавказа. Он предчувствовал развязку. Несколько человек поехали за ним и были при убийстве Лермонтова. Нужно расследование.

– Поддержала ли вашу инициативу семья Лермонтовых? Вы ведь знакомы с общественным деятелем и хранителем наследия Лермонтовых – Михаилом Юрьевичем Лермонтовым?

– Я пришёл в Следственный комитет к Александру Бастрыкину и час ему рассказывал то, что знаю. Я принёс свой депутатский запрос о расследовании гибели Лермонтова и аналогичные запросы от потомков рода Лермонтовых, который подписал Михаил Юрьевич, и от криминалистов, и от Лермонтовского общества. Так что это наш общий интерес.

– На каком этапе сейчас расследование?

– Пока мы об этом говорить не можем, это закрытая тема.

– На днях в прокат вышла картина «Лермонтов» – о последнем дне жизни поэта, снятая режиссёром Бакуром Бакурадзе. Но для многих Лермонтов – это вы. Как сегодня зрители воспринимают картину, созданную 40 лет назад?

– Так же, как 40 лет назад: те же аплодисменты, залы поднимаются, благодарят. Сорок лет назад мне говорили, что это первый фильм после Шукшина, где есть русский дух. Помню, женщина в зале сказала: «Я – мать троих детей и на этом фильме буду их воспитывать патриотами».

От нового фильма я видел тревожные трейлеры. Опять его показывают… не знаю, как сказать помягче… Это не Лермонтов, это какой-то комик, плохо говорящий и отталкивающий. Режиссёр упор делает на дурной характер Лермонтова, на взбалмошность. Это просто непрофессионально, это уничтожение Лермонтова. И не только его.

В другом фильме Пушкин читает рэп – и какой Пушкин! Актёров берут абсолютно далёких по духовному уровню от тех, кого они пытаются изображать. Это преступление.

– Нижегородцы первыми увидели ваш фильм «Никита», снятый к 80-летию Никиты Михалкова. Что для себя вы открыли в нём после 66 лет дружбы, работая над картиной?

– Я открываю его всю свою жизнь, все 66 лет. А последние пять лет мы часто встречаемся на спектакле «12», который он поставил и где я играю одну из главных ролей. Я открываю его каждый раз и вижу, что каким он был, таким он и остался. Это всё тот же Никита – озорной, с грандиозным чувством юмора и невероятно любящий людей.

В детстве я думал: он, сын Михалкова, общаясь со всеми как с родными, играет на публику. Нет! Он реально любит людей. Вот сейчас мне идти на сцену – и знаю, что там будет: он обнимет актёров, помрежа, осветителя, гримёра, звуковика. Каждый приложится к его щеке, чтобы получить от него энергию любви.

И в фильме я задаю ему вопросы: «Какая у тебя главная тема? У Тарковского это жертвоприношение, а у тебя?». И он мне ответил то, что я уже сформулировал: «Любовь». Я рад, что попал в точку, и так и записал. Главное для него – любовь и поиск общей гармонии.

– Что ждать зрителям в будущем от актёра и режиссёра Бурляева?

– У меня есть план – снять фильм о Сергии Радонежском и о Суворове. И фильм «Исповедь» – мою исповедь.

Ссылка на первоисточник
наверх