Каждый год 30 сентября мы отмечаем День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей с Российской Федерацией. Случилось это в 2022 году, а чуть позже, по инициативе президента Владимира Путина, Государственная Дума приняла закон, согласно которому этот день стал считаться памятной датой нашей страны…
В специальной пояснительной записке парламента России по этому поводу говорилось:
«30 сентября 2022 г. войдёт в новейшую историю как день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области на правах субъектов Российской Федерации. Данное событие основано на исторической общности народов, проживающих на территориях указанных республик и областей, и является результатом волеизъявления миллионов людей, реализации ими неотъемлемого права свободно и без вмешательства извне определять свой политический статус, осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие»…
Речь идёт о землях, которые исторически именовались Новороссией или Новой Россией. Само это понятие восходит к временам интенсивной экспансии Российской империи к берегам Чёрного моря и Кавказа… Очень Дикое Поле Вообще эти широкие степные просторы в древности именовались славянами Диким Полем и веками находились под властью разных кочевых племён.
Примерно с XIII века здесь осели крымско-татарские кочевники, которые позже стали вассалами Турецкой (Османской) империи. Под прикрытием турок крымские татары регулярно совершали набеги на южные рубежи Руси и польско-литовского государства Речь Посполитая, уничтожая города и сёла, а население нередко чуть ли не поголовно угоняли в рабство.К примеру, при Иване Грозном крымские татары в один только набег угнали или истребили порядка 100 тысяч русских людей! Словом, кочевники стали настоящей головной болью для всех их соседей. Поэтому движение России на юг стало не просто внешней экспансией, а естественным желанием покончить с настоящей кочевой чумой на своих южных границах…
Непосредственно освоение Дикого Поля началось в середине XVII века, при гетмане Богдане Хмельницком – сразу после присоединения левобережной Украины к России. Главным образом сюда ехали жить воинские служилые люди, которые строили укрепления и специальные поселения для защиты от набегов – постепенно они вытесняли степных разбойников всё ближе и ближе к черноморским берегам.В 1752 году указом императрицы Елизаветы Петровны недалеко от Днепра было образовано первое военно-земледельческое поселение, состоявшее главным образом из сербов, перебравшихся в Россию с Балкан, – поселение получило название Новая Сербия.
В дальнейшем этот край был разделён на Новую Сербию (от польских земель до Днепра) и Славяно-Сербию (к востоку от Днепра вдоль Украинской пограничной линии; эта линия проходила примерно рядом с Полтавой). В 1764 году Славяно-Сербия и Украинская линия были преобразованы в Новороссийскую губернию с центром в городе Кременчуге.Однако массовое освоение Новороссии историки связывают прежде всего с личностью одного из самых выдающихся деятелей в истории России – князя Григория Александровича Потёмкина. Личность эта была очень интересной и сложной! С одной стороны – фаворит, любовник императрицы Екатерины Великой, любитель роскошной и красивой жизни, не стеснявшийся брать многомиллионные взятки и подарки. А с другой – неутомимый труженик на государственном поприще, смелый воин и администратор, умевший подбирать себе помощников и соратников.
Наверное, не будь Потёмкина, вряд ли бы когда в истории страны появились имена таких людей, как полководец Александр Суворов или адмирал Фёдор Ушаков – они были выдвиженцами великого князя!
Именно Потёмкин получил от императрицы почти неограниченные полномочия на завоевание и освоение новороссийских земель. Это при нём к Новороссии было присоединено историческое Запорожье и построен новый центр губернии Екатеринослав (1776 год) – нынешний Днепропетровск, потом был основан Херсон. В 1783 году Новороссия – в результате очередной русско-турецкой войны – приросла Крымом, где князь заложил Севастополь. А чуть позже появились Николаев и Одесса… Благодатная эта земля В административном плане Новороссийская губерния то исчезала с карт империи, то появлялась – порой даже в большем территориальном виде. Так, при Павле Первом Новороссийская губерния простиралась от Молдавии до Кубани, включая не только Севастополь и Николаев, но и Новороссийск, Ростов-на-Дону, Тирасполь, Мариуполь, Павлоград, Симферополь, Херсон. Затем произошло новое разделение…
В последний раз административный термин был связан с Новороссийско-Бессарабским генерал-губернаторством, одним из первых наместников которого был генерал французского происхождения Дюк Ришелье, который при царе Александре Первом фактически выстроил современную Одессу. Губернаторство просуществовало до 1874 года. Тем не менее, в историко-географическом смысле Новороссия никогда не пропадала!
Вплоть до самой революции 1917 года термином широко пользовались, когда обозначали южные регионы империи, точно так же, как в ходу были такие понятия, как Сибирь, Дальний Восток, Кавказ…Примерно со второй половины XIX века географы стали включать в Новороссию не только Причерноморье, но и Донецко-Криворожский регион, чья угледобыча и металлопроизводство были тесно связаны с портами на Чёрном море. Примечательно, что население этих земель изначально формировалось как многонациональное. Вот мнение профессора-историка Владимира Дергачёва:
«Новороссия, а в особенности территория Северного Причерноморья, может рассматриваться в качестве примера самой успешной европейской региональной интеграции в Российской империи. В Новороссии раздавались земли – русским, немцам, сербам, евреям, болгарам, армянам, грекам и др. В итоге население здесь приобрело пёстрый состав: украинцы – особенно в сельской местности западной части Новороссии, русские (повсеместно в городах и восточной части Новороссии, а также во многих сельских районах западной Новороссии) и евреи (преимущественно в городах). Болгары составляли значительный процент населения в Бердянском уезде и на юге Бессарабии, греки – в сёлах Мариупольского уезда (потомки переселенцев из Крыма), немцы составляли почти четверть населения Перекопского уезда…»
Кстати, как раз многочисленные немецкие поселения привнесли в этот благодатный край высокую культуру земледелия, сделавшую из Новороссии настоящую житницу России…
Впрочем, при всей своей многонациональности эти люди считали себя прежде всего русскими и никак не отделяли себя от всей остальной России.
В полной мере это проявилось в годы революции и гражданской войны. Созданная на революционных руинах юго-запада Российской империи националистическая «Украинская Народная Республика» 12 января 1918 года провозгласила независимость со своими территориальными претензиями… Русские не сдаются Поначалу требования украинских националистов не простирались дальше двух бывших генерал-губернаторств: Малороссийского, состоявшего из Черниговской и Полтавской губерний, и Киевского в составе Киевской, Волынской и Подольской губерний. Однако скоро аппетиты националистов выросли, и они заявили свои права уже на Новороссию (правда, без Крыма). Из этого ничего не вышло, потому что, как пишут местные историки: «Во время гражданской войны городское население Новороссии в основном было на стороне либо красных, либо белых, а зажиточное крестьянство поддерживало местные повстанческие отряды, вроде батьки Махно. Однако мало кто выступил в поддержку националистической Украинской Рады»…
Ещё до революции бывший губернатор Волыни граф Кутайсов писал, что если бы кто-то сказал крестьянину из Новороссии, «что он является «украинцем», тот очень удивился бы и даже разозлился». Во время гражданской войны более 70% жителей Причерноморья считали себя русскими и говорили только на русском языке. Ещё более печально для украинских самостийников ситуация складывалась на Донбассе – русскими значились 93% всех рабочих, так как основное пополнение угольных шахт шло из деревень Курской, Орловской и Воронежской губерний.
Эту информацию подтверждает и французский консул Эмиль Энно, живший в 1917 – 1919 годы в Одессе. По его словам, для жителей Донецкого региона «украинский вопрос является полной бессмыслицей, украинская идея совершенно отсутствует во всех классах малороссийского населения, а на «украинцев» смотрят в лучшем случае как на законченных шутов и идиотов»…
Впрочем, уже после гражданской войны и образования Советского Союза Новороссия по большей части всё же вошла в состав Украинской ССР. Сегодня можно много спорить по этому поводу – соглашаться или не соглашаться с такой центральной политикой. Изложу свою точку зрения…
Скорее всего, коммунистическая Москва так поступила в силу следующей логики – в прежней Малороссии, а теперь Украинской Советской Социалистической республике практически не оказалось промышленного пролетариата, зато вовсю царствовала мелкобуржуазная стихия крестьянства. Чтобы решить эту проблему, как раз и потребовалось включение в состав Украины промышленных районов Донбасса и Криворожья – для большей пролетаризации украинского населения…Ныне много пишут о том, что с включением в состав Украины местных жителей якобы чуть ли не насильно записывали в украинцы, а русский язык чуть ли не считался под запретом. Смею заверить, что всё это полная ерунда! Да, со стороны скрытых националистов, которые пробрались в руководство украинской Коммунистической партии, были попытки принудительного насаждения украинского языка – особенно в сфере официального делопроизводства и высшего образования. Но следует отдать должное здешнему народу. Спускаемая сверху украинизация, если верить сводкам ОГПУ, встретила буквально бешеное сопротивление, причём на всех уровнях.
Вот какие случаи отмечает в одной из своих работ известный российский историк Елена Борисёнок:
«В Николаеве беспартийный заместитель главного бухгалтера завода «Марти» Новиков заявил: «Украинский язык учить не буду. Пошлите лучше меня в Великороссию». Товарищеский суд вынес постановление об увольнении Новикова с завода. Но за бухгалтера вступился директор. Дело закончилось выговором. На заводе имени Карла Либкнехта в Днепропетровске зафиксированы такие разговоры: «Зачем нам украинизоваться, изучать украинскую культуру, если мы должны быть интернационалистами и иметь один общедоступный язык, функции которого выполняет русский язык».
Но особое сопротивление украинизации оказали комсомольские ячейки, которые выносили коллективные постановления об отказе учить украинский язык, требовали возвратить в вузы уволенных русских преподавателей, объявляли украинизацию мелкобуржуазным вывихом национальной политики и даже скрытой петлюровщиной. А ещё они буквально заваливали ЦК ВЛКСМ письмами-жалобами на действия местных властей.
И в начале 30‑х годов Москва людей услышала – принудительная украинизация была оперативно свёрнута, а скрытые нацики были разоблачены и осуждены по закону. Таким образом, историческая Новороссия по-прежнему оставалась частью большого русского мира, несмотря на внутренние границы Советского Союза, которые были очень условными…
…Очевидно, в советские годы никто и в страшном сне не мог себе представить, что эти границы однажды превратятся в настоящие, а Украина по разным причинам станет врагом России. Но так, увы, случилось, а события последних десяти лет показали, что часть Новороссии мириться с украинским нацизмом не желает. Поэтому Москва была вправе пойти навстречу этим пожеланиям, включив регион в состав России. С 2022 года это, собственно, и закреплено в нашей Конституции…
Ранее на сайте pravda-nn.ru рассказывалось, что журналисты НОИЦ презентовали фильм «Братья по крови»: о событиях на Донбассе в 2014 году.
Свежие комментарии