На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

226 подписчиков

Свежие комментарии

  • Evgeni Velesik
    А чем будут расчитываться пенсионеры? Им индексация будет в 7,6%? Пенсионеры 2017 года получают пенсию менее 15000₽!!!Официально утверж...
  • Андрей Зарубкин
    Китайцы уже переселяются в Россию. Им любезно предоставляют "территории опережающего развития".Учёные рассказали...
  • Лидия Санникова
    Ей надо сказать "спасибо" Ефремову... Он ее погубил.Печальную судьбу ...

«Лукояновские кружева»: нижегородские мастера придумали новую роспись

О хохломской росписи, городецкой, полхов‑майданской знают, наверное, все. Традиции старинные, образы узнаваемые. Вообще же в России около 300 видов росписи. Но это не значит, что уже всё придумано. Новый уникальный стиль появился в Лукоянове. Прежде в этих краях своей росписи никогда не было, а теперь здесь плетут белоснежные кружева.

Точнее, выводят кистью. И уже не спутаешь эти узоры ни с чем. Началось же всё со случайного разговора. Белое на синем 

Такого, чтобы кто-то взял и в один момент придумал роспись, конечно, не было. Тут вообще долгая предыстория. Однажды семилетний Саша Пархоменко, гуляя майским днём, увидел сидевших на стульчиках ребят. Они рисовали сирень. Букеты получались у них, как живые.

«Меня это поразило, – с улыбкой вспоминает теперь Александр Валерьевич. – Сам я рисовал, конечно, как все дети, но такого ещё не видел. И вот я один круг сделал, разглядывая работы, второй. Это заметил преподаватель Николай Егорович Лемкин. Сказал: «Хочешь рисовать? Приходи к нам в художественную школу». Я и пришёл. Несмотря на то, что принимали только с десяти лет, меня взяли. Родители об этом потом узнали».

У юного художника оказался талант. После школы Александр Пархоменко поступил в педучилище. На занятиях по изобразительному искусству изучали в том числе и различные виды росписи. Александр Валерьевич увлёкся. Став профессиональным художником, начал сам преподавать. А ещё – расписывал матрёшек. По стране их разошлись тысячи.

В 2008 году Александр Пархоменко возглавил Гильдию мастеров Лукояновского края.

«Стали ездить на выставки, фестивали, – продолжает наш герой.

– И вот однажды резчик по дереву Дмитрий Сычёв говорит: «А что бы тебе роспись какую-то не придумать? Нашу, лукояновскую». Мы с коллегами сначала от этой идеи отмахивались: ну какая там лукояновская роспись? И продолжали копировать гжель, хохлому».

Но мысль всё же запала. Начались эксперименты – с узором, с цветом. Искали долго. Нужно было создать что-то своё. Но недаром у Александра Валерьевича одна из любимых пословиц – на старое смотри, новое твори. Оттолкнулись в итоге от гжели. Но если эта роспись – синие узоры на белом фоне, то в Лукоянове решили сделать так: белые узоры на цветном тёмном фоне. Да не просто узоры – кружева.

Лукоя­новские кружева набирают популярность, один местный житель даже попросил расписать русскую печь. С золотым акцентом 

«Лукояновские кружева» – так Александр Пархоменко и его единомышленники и назвали арт-проект, который представили в декабре 2011 года. Изложили технологию, схемы композиций. Этот момент и считается зарождением новой росписи.

«Однако чтобы что-то стало традицией, должно пройти лет 50, – считает Александр Пархоменко. – У нас же, по прошествии десяти лет, каноны росписи ещё только сложились».

Сначала белый узор изображали на ультрамариновом фоне. Пробовали серебряный, золотой, но на них белое кружево терялось. Постепенно в палитре появились новые цвета – бордовый, сиреневый, фиолетовый, изумрудный, красный.

Сам орнамент – цветочный. Это стилизованные подсолнухи, колокольчики, васильки, маки, яблоневый цвет – всё из жизни, из родной природы. Могут присутствовать бабочки, птицы. В узор добавляют золотые акценты, а между элементами – тончайшую сеточку, что делает орнамент ещё более воздушным, кружевным. Яблоко с секретом 

На ярмарках, фестивалях, куда мастера стали привозить изделия с новой росписью, белоснежные кружева сразу обратили на себя внимание, вызвали интерес. Этот стиль ещё только начинают узнавать, и лукояновцы стараются представить его как можно шире. Планируют организовать передвижную выставку по районам области, проводят мастер-классы. А ещё – пробуют новые формы: хлебницы, шкатулки, разделочные доски. Начали расписывать украшения – бусы, браслеты, кулоны, броши.Но настоящей визитной карточкой лукояновских мастеров стало яблоко. Идею предложила помощник главы района Любовь Рыжкина.

«Каким должно быть наше яблоко – чуть вытянутым или, может, слегка приплюснутым? Над формой долго работали с токарем Владимиром Нефёдкиным, – рассказывает Александр Пархоменко. – Экспериментировали и с цветом».

Получились три основных образа: яблоко золотое медовое, зелёное молодильное, красное наливное. Причём новый лукояновский сувенир – это шкатулка. Например, для пакетика с иван-чаем или маленькой баночки мёда.

В ближайшие выходные в районе пройдёт фестиваль «Лукояновские яблоки». Расписные сувениры мастера там обязательно представят.Планов между тем много. В прошлом году Александр Пархоменко осуществил свою давнюю задумку: расписал самовар и посуду – целый комплект. Теперь мечтает расписать ещё один, причём вместе со столом, а может, и со стульями.

Художник уверен: лукояновское кружево займёт достойное место среди других видов росписи, и радуется, что технику с интересом осваивают ученики детской школы искусств. А значит, будущее у росписи есть.

 

Ссылка на первоисточник
наверх