23 июня 1945 года вышел Закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии». Началась подготовка к встрече героев. Надо было привести для них в порядок жильё, обеспечить работой – в законе говорилось, что она должна быть «не ниже выполнявшейся ими работы до ухода в армию». Но сначала предстоял сам волнующий и долгожданный момент встречи.
Хлебом-солью Готовиться к встрече воинов‑победителей начали сразу после выхода закона. «Горьковская коммуна» рассказала, что на предприятиях создаются денежные, продовольственные и промтоварные фонды помощи демобилизованным и их семьям. В Шатковском районе сельхозартель «Двигатель революции» выделяет 50 центнеров хлеба, 100 центнеров картофеля, колхоз имени Кирова отремонтирует 10 квартир, подвезёт 2,2 тысячи кубометров дров. На дзержинском заводе имени Свердлова дали в фонд помощи 35 тысяч рублей, 2000 метров тканей, 200 пар обуви, 10 тонн овощей, тонну мяса и рыбы.
В Горьком один только автозавод взялся отремонтировать фронтовикам 1500 квартир, а также предоставил им жильё в строящихся домах. Работу пообещали дать всем, да ещё с учётом пожеланий. Уже вернувшийся с войны Герой Советского Союза Николай Кабалин проявил интерес к печатному делу, и его назначили заведующим заводской типографией. Бывший рабочий механического цеха Бушмелев захотел работать с молодёжью – направили его мастером в ремесленное училище.
Председатель Горьковского горисполкома Александр Шульпин сообщил через газету, что каждый демобилизованный воин в военкомате получит на месяц продовольственную карточку рабочей категории специального образца – с пометкой «ДМ».
Её можно отоварить в пяти специальных магазинах, а кроме того, продукты по ней будут выдаваться без очереди во всех магазинах города. Хлеб можно получить мукой.Рядовому и сержантскому составу полагалась и годовая промтоварная карточка. В двух магазинах города по ней можно было приобрести ткани, бельё, валенки, женскую и детскую обувь, мыло.
Александр Шульпин также рассказал, что в Автозаводском районе для бойцов изготавливаются по сниженным ценам 600 кроватей, 200 столов, табуретки, вёдра, тазы. С цветами и песнями Во всех районах создавались комиссии по приёму воинов‑победителей. «Горьковская коммуна» поделилась подробностями: на Московском вокзале фронтовики пройдут через украшенную лозунгами и цветами арку. На вокзале они смогут отдохнуть, получить информацию по разным вопросам, в том числе юридическим – будут дежурить адвокаты.
Запланированы концерты, показ кино. В привокзальном ресторане героев будет ждать обед. Они смогут купить безалкогольные напитки, мороженое.
На вокзале Казанской железной дороги также пройдут концерты, в том числе с участием артистов филармонии, кукольного театра, киносеансы. В буфете можно будет подкрепиться, в специально организованной мастерской – отремонтировать обувь и одежду. Также к услугам фронтовиков будет парикмахерская.
Для жителей районов области, которые захотят задержаться в Горьком на несколько дней, готовятся комнаты на 100 мест в техникуме советской торговли. Вот так встреча! 12 июля газета рассказала, что через Сергач прошёл первый эшелон с демобилизованными воинами из Татарской АССР, Сибири, Урала.
На украшенную флагами, лозунгами, портретами вождей станцию пришли тысячи людей.
Поезд стоял полчаса. «Из открытых дверей и окон поезда выглядывают счастливые, загорелые лица воинов. Девушки подносят им цветы», – описывала газета.
И вот настал счастливый день в Горьком: ранним утром 17 июля прибыл первый поезд с героями войны.
Газета рассказывала, что люди плакали и смеялись, бросаясь друг к другу в объятия. «Радостных встреч сегодня столько же, сколько приехало бойцов в первом эшелоне демобилизованных», – писала «Горьковская коммуна».
С вокзала празднично украшенные автобусы поехали по просыпающемуся городу. Люди на улицах останавливались, махали им вслед.
И сколько встреч ещё было впереди!..
В ночь на 20 июля в Горький прибыл эшелон, доставивший 1200 воинов. Газета рассказала, как кинулись друг к другу зенитчица Мария Сорокина и её подруга Мария Трояк, а военная телефонистка Валя Щенникова в это время растерянно смотрела вокруг.
Объяснила:
«Думала, встретит брат – единственный мой близкий человек. Но нет его».
И вдруг закричала:
«Костя!»
Подбежал человек в военной форме, схватил плачущую от счастья Валю, приподнял:
«А я‑то искал, искал, глядел, глядел!»
Сержант Григорий Данилов с вокзала отправился домой в Комсомольский переулок. Он переживал, что сын его не узнает – когда уходил на фронт, мальчику было полгодика.
Дома все ещё спали. Данилов постучал в дверь. Жена от неожиданности едва смогла выговорить:
«Гри‑и‑иша…»
В Богородске, Павлове, Арзамасе, Лукоянове, на празднично украшенной пристани в Кстове – по всей области в те июльские дни была такая же картина: слёзы радости, объятия.
Эмоции всех просто захлёстывали. Случались даже непредвиденные ситуации. В Семёнове встречать фронтовиков пришли с цветами учащиеся профтехшколы со своим директором Коптевым. Среди приехавших он узнал земляков‑ковернинцев. Стал звать их к себе, и чуть не дошло до ссоры с представителями городских организаций. Те настаивали: демобилизованным надо идти в столовую – приготовлен праздничный обед. Но Коптев не сдавался: он, мол, примет героев не хуже.
На помощь директору пришли учащиеся. Они окружили растерявшихся фронтовиков и увели всех в школу.
Дорогих гостей накормили обедом, проводили в баню, разместили в лучших комнатах общежития. К вечеру пришла машина, и, поблагодарив за тёплый приём, они уехали в Ковернино.Фронтовикам помогали налаживать хозяйство. Газета рассказала о вернувшемся в богородский колхоз «Искра» фронтовике Александре Туркове: на месте его старого дома скоро будет красоваться новый, который ему строит колхоз…
Впереди было много дел. Надо было восстанавливать разрушенную войной страну. Но главное уже произошло: мы победили.
Свежие комментарии