28 марта исполняется 155 лет со дня рождения великого нижегородца Максима Горького. Писатель, драматург, публицист, общественный деятель, философ. Личность масштабная и противоречивая. Как в Нижнем Новгороде популяризируют имя Горького, какие мифы, связанные с ним, продолжают существовать в современном мире, в чем причина незначительного интереса к нему и его творчеству нашей молодежи.
Об этом мы поговорили с заведующей кафедрой славянской филологии и культуры Института филологии и журналистики ННГУ, профессором Мариной Уртминцевой. - Марина Генриховна, современники Горького по-разному оценивали его творчество, но, безусловно, он был знаменит. А в наше время он остается актуальным автором?- В современном мире, особенно в постперестроечные времена, когда были открыты архивы, появились многочисленные публикации его ранее неизвестных советскому читателю произведений, писем, статей. Значительно возрос интерес к ранее неизвестному Горькому. Этот интерес был очень разным, скорее он носил «разоблачительный» характер, поскольку дал возможность узнать много подробностей о его личной жизни, на чем и строилась тактика разнообразных публикаций о нем. Что касается современных исследований горьковедов, то они направлены, в основном, на развенчание мифов, которые были созданы вокруг Горького. Например, это миф о Горьком как друге Ленина и Сталина, пособнике сталинского режима. Или миф о Горьком как о создателе идеи и теории социалистического реализма и так далее. И, как мне кажется, здесь допущена очень серьезная ошибка в оценке Горького — не разделяются его личные человеческие качества и художественное творчество. То есть многие его художественные и даже публицистические вещи воспринимаются как отражение каких-то его личных качеств. Этого делать нельзя не только в отношении Горького, но и любого другого художника.
Однако в последние десять лет, как мне кажется, наметился существенный перелом в представлении общественности о личности и творческом наследии писателя. В этом плане значительна роль правительства Нижегородской области, городского департамента культуры, Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И.Лобачевского, музея А.М.Горького, Областной библиотеки им. Ленина, инициировавших работу по утверждению статуса Горького-художника, мыслителя, во многом определившего вектор развития советской и в целом мировой литературы. В научном плане, конечно, приоритет принадлежит конференции «Горьковские чтения», которые совместно с ИМЛИ им. А.М.Горького проводит наш Университет Лобачевского. Помимо издания Собрания сочинений М.Горького, написанных им на родине, в Нижнем, поддержки в подготовке тома произведений о Нижнем и нижегородцах, популяризации творчества писателя способствуют такие культурно-просветительские мероприятия, как фестиваль Горький fest, фестиваль «Читай Горький», в театре ставятся пьесы Нины Прибутковской о Горьком – «Странный парень», «Твоя Катя», даже появляются кафе с названиями, связанными с именем Горького. Но вот парадокс: студенты-журналисты, которым я сейчас читаю курс отечественной литературы 20 века, на мою просьбу поднять руку тем, кто был в мемориальном музее-квартире Горького, в том доме, где к нему, пришла мировая слава, в доме, который был центром культурной жизни города в конце 19 — начале 20 века, ни один не поднял руку, но пришел на экскурсию в музей практически весь курс. Еще много предстоит сделать, чтобы инициировать молодежь получать знания о Горьком и культуре страны не только из интернета.
- В продолжение темы о мифах. Какие еще, на Ваш взгляд, мифы о Горьком сегодня широко распространены?
- ИМЛИ РАН подготовило к изданию 22 том писем Горького, которые были написаны им в 1933 – 1934 годах, когда он уже вернулся в Советский Cоюз и начал понимать, что его идея создания новой культуры под руководством профессиональных писателей, издателей, режиссеров не устраивает Сталина и партийных чиновников. Миф о писателе как пособнике Сталина не подтверждается содержанием писем адресатам-чиновникам: Молотову, Стецкому, Енукидзе, Каменеву. Горький, как может, пытается «прогнуть» свою линию и даже отказывается в письме к Сталину быть основным докладчиком на планируемом Первом съезде советских писателей. А в письме к Ромену Роллану, рапортуя о достижениях культуры в СССР, как бы между прочим замечает, что марксистом никогда не был, Маркса не читал, знает его в изложении … А ведь миф о Горьком как «пролетарском писателе» рождается именно с оглядкой на «Капитал», где впервые прозвучал лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»Развенчание еще одного мифа, связанного с «еретичеством» Горького, предпринял основатель нижегородской школы горьковедения Иван Кириллович Кузьмичев. Ему принадлежит «непролетарская» концепция повести Горького «Мать», согласно которой Горький не случайно делает акцент не на революционной одержимости Павла, а именно на пробуждении самосознания Пелагеи Ниловны. И пробуждение это происходит не оттого, что Ниловна понимает суть революционной борьбы, а оттого, что она, следуя евангельским заветам, видит ее смысл как «путь к Христу». Горьковская религия — богоискательство, попытка примирить идею революции и религиозное чувство сказалось в «Исповеди», а затем в деятельности Каприйской школы, цель которой заключалась в том, чтобы подготовить будущих руководителей новой культуры путем их всестороннего образования, а не пропаганды насилия над инакомыслящими.
- Молодежь сегодня интересуется произведениями Горького? Есть у них интерес к этому имени?
- Курс литературы 20 века, который я читаю для студентов направления «Журналистика», строится мной с ориентацией на их будущую профессию. Акцент я делаю, как правило, не столько на каких-то поворотах сюжета или специфике характеров произведений. Говорю о том, что практически все художники 20 века прошли через газетную, журнальную работу. Начинали работать непосредственно с фактом, писали репортажи, фельетоны, критические статьи и Булгаков, и Замятин, и Куприн, и конечно же, Горький. И поэтому, когда мы изучаем Горького, я останавливаюсь на двух очень важных аспектах. Первый — это проблематика его статей «Несвоевременные мысли». Я рассказываю о судьбе этих публицистических статей и даю самостоятельную работу по этому материалу. И второй акцент — это, конечно же, об участии Горького в подготовке Первого съезда советских писателей. На основании его переписки с руководителями партии. Вот это студенты воспринимают с большим интересом. И, конечно же, третий акцент – это социально-философская проблематика «Жизни Клима Самгина», горьковская концепция борьбы идей в историческом аспекте. Вообще, я считаю, чтобы заинтересовать молодежь творчеством Горького, нужно больше рассказывать о личности писателя, которая дает ключ к пониманию его произведений.
- А как Вы считаете, Горький — реалист или романтик, в большей степени?
- Интересно, что этот вопрос был поднят в переписке Горького с Чеховым, еще в 1890-ые годы, когда они начали сначала переписываться, затем общаться. Я думаю, что романтиком по типу мироощущения является любой художник, потому что он всегда пишет с прицелом на будущее. А что касается романтизма как типа художественного мышления, он никогда не умирал, и между романтизмом и реализмом нет жестких границ, это только теоретически мы можем разделить, хотя это не всегда приводит к постижению смысла. Если ответить коротко: творчество Горького синтетично, оно соединяет в себе на всех этапах и стремление объяснить факты действительности, психологию человека обстоятельствами, временем, в котором он живет и, конечно же, стремление раскрыть его внутренний мир, формирующийся в сопротивлении среде. Пример тому, собственно говоря, все босяки Горького — это же романтики. Они отказываются жить как все и хотят жить по своим собственным правилам, как и их автор на всем своем творческом и жизненном пути.
- Есть ли у Вас любимые места в Нижнем Новгороде, связанные с именем Горького?
- Наверное, самое любимое место — это памятник Горькому на набережной Федоровского. Очень люблю Музей-квартиру А.М. Горького и Музей детства «Домик Каширина». А вообще, я считаю, что Нижнему Новгороду не хватает литературного квартала, такого, как в Орле или Екатеринбурге. Этот квартал мог бы быть связан не только с именем самого Горького, но и других выдающихся личностей, которые жили и работали здесь: Мельникова-Печерского, Даля, Короленко, Садовского…
Свежие комментарии