На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

218 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Гуреев
    А ведь в СССР платили людям за вывоз сухостоя из лесов для личных нужд. А потом какой-то дебил запретил это и всё зар...В Нижегородской о...
  • Александр Ляшенко
    Эта статистика о понаехавших мигрантах,несовершеннолетним гражданам РФ, Закон запрещает вступать в брак.  Эти Загсы, ...73 брака между не...
  • Vladimir Lioubimcev
    А на  какие средства она жила 24 года, если ее даже на работу не брали?!... Документы-то она потеряла, понятно. Но па...24 года прожила н...

Почему Нина Гребешкова хотела развестись с Леонидом Гайдаем

Актрису Нину Гребешкову знает и любит вся страна. Её яркие появления на экране неизменно вызывали теплоту и улыбку. Хотя большинство звёздных ролей Гребешковой – эпизодические. Саму актрису это никогда не смущало. «Моя лучшая роль – жена Гайдая», – говорила Нина Павловна. И с этой ролью она справилась блестяще.

Хотя трудностей было немало: великий комедиограф в жизни оказался очень непростым человеком… От великого до смешного С Гайдаем Нина Гребешкова познакомилась во время учёбы во ВГИКе. Они было очень разные. Нина – коренная москвичка, белокурая хохотушка с широко распахнутыми глазами.

Она была из простой семьи: папа – маляр, мама – портниха. Сама Нина собиралась стать учительницей. Но папа её подруги, известный поэт Владимир Луговской, рассказал ей о профессии актрисы. И девушка загорелась! Желание подкрепилось талантом – она с первого раза поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова.

И вскоре получила приглашение сняться в кино. В 1950 году 20-летняя Нина сыграла в вестерне «Смелые люди». Мало кто из студентов мог похвастаться таким достижением. Но успешный старт карьеры дорого обошёлся Гребешковой – её отчислили.

К счастью, целеустремлённой девушке удалось восстановиться, и она оказалась в актёрско-режиссёрской мастерской Владимира Белокурова. Там она и познакомилась с будущим мужем.

В отличие от набиравшей популярность Нины, Лёня Гайдай ещё был никому не известен. Длинный, нескладный иркутский паренёк, он с детства мечтал о карьере артиста.

Но война разрушила все планы. Едва окончив школу, Гайдай ушёл на фронт.

В 1943 году Леонид Иович был ранен – подорвался на мине. Речь шла об ампутации ноги. «Безногих актёров не бывает!» – сопротивлялся решению врачей молодой солдат. И ногу Гайдаю спасли. Она потом болела всю жизнь.

Покалечена войной была и душа режиссёра. Многие его сверстники погибли. А он вернулся с фронта инвалидом, но не оставил мечту стать актёром: окончил школу-студию при Иркутском драматическом театре, начал участвовать в постановках. Имел успех – о нём писали в местных газетах. Но Леониду этого было мало. На семейном совете его решили отправить учиться в Москву на режиссёра. Так Гайдай и оказался во ВГИКе.

«Он пришёл после фронта – раненый, длинный, худой… Не могу сказать, что сразу в него влюбилась… Я его стеснялась. Боялась сказать глупость», – вспоминала Нина Гребешкова.

А он – на 7 лет старше, сталинский стипендиат, староста курса – как-то вызвался проводить её после репетиции. И оказалось, этот серьёзный парень умеет смешить как никто.

С тех пор они, как Шурик и Лида из «Операции «Ы», каждый день бродили по Москве и не могли наговориться. Он провожал её до дома в центре, а потом не успевал на последнюю электричку, чтобы добраться до общежития, и ночевал на вокзале. Через полгода Гайдай сказал: «Что же это мы всё ходим и ходим… Давай поженимся!» – «Давай!» – ответила Нина.

Так, как будто в шутку, она приняла самое важное решение в своей жизни. Гайдай шагает впереди После скромной свадьбы они поселились в родительской коммуналке у Нины. Мама выбор дочери не оценила: «Неужели никого лучше не нашла? Он же совсем больной». Талантливый режиссёр был совершенно не приспособлен к быту. Даже гвоздь не мог забить. И всё хозяйство легло на плечи молодой жены.

Вдобавок Леонид Иович не хотел детей. Но когда на свет появилась их единственная дочка Оксана, режиссёр открыл для себя радость отцовства и души в ней не чаял. Но бытовые заботы о ребёнке всё равно лежали на Нине.

У Гребешковой хватило лёгкости и женской мудрости, чтобы приспособиться к непростому характеру Гайдая. Она стала не просто супругой, но и другом, и соратником режиссёра. Вместе они уехали в Иркутск, когда его карьера застопорилась из-за неудачного дебюта.Там, в Иркутске, ей одной из первых Леонид Иович рассказал замысел смешной короткометражки, как три браконьера бегут от пса с динамитом в зубах. «Потрясающе!» – оценила Гребешкова. Директор «Мосфильма» Иван Пырьев дал добро на съёмки. Они вернулись в столицу.

«Пёс Барбос и необычный кросс» собрал рекордную для короткометражки кассу и получил «Пальмовую ветвь» в Каннах. Так Гайдай стал превращаться в одного из самых востребованных и любимых режиссёров страны.

Он снимал свои искромётные комедии, тонко передавая оптимистичный дух эпохи и детали советской жизни, чем покорил зрительские сердца. Каждый последующий фильм Гайдая становился успешнее предыдущего. Съёмки шли одни за другими. А Нина Павловна всегда была рядом.

Зная, что у мужа язва, она ездила с ним, чтобы кормить его домашней едой и следить за приёмом лекарств. Была у неё и работа: Гайдай всегда находил ей роли в своих картинах. Правда, небольшие. Леонид Иович считал, что давать главную роль жене неправильно, иначе подумают, что он её «продвигает».

Нина Павловна эту позицию мужа принимала. Хотя ради эпизодов в фильмах Гайдая ей приходилось отказываться от главных ролей в картинах других режиссёров. Единственный раз, когда она серьёзно поспорила с мужем, был перед съёмками «Бриллиантовой руки», где Гребешковой очень хотелось сыграть управдомшу Плющ. Но Гайдай, посчитавший, что это образ не для хрупкой блондинки, отдал эту роль Нонне Мордюковой.

А Нина Павловна сыграла роль супруги Семёна Горбункова, став символом образцовой советской жены. Такой она была и в жизни.

Пока в какой-то момент ей не захотелось уйти… Как в кино Переломный момент наступил спустя 10 лет совместной жизни, когда быт почти совсем поглотил её время и силы.

«Нинок, у тебя тут лампочка перегорела». – «Где?» – «Да у меня на столе… Сделай что-нибудь…» Или: «Нинок, у меня тут в машине чего-то капает, посмотри…» Такие разговоры в их семье были делом обычным.

И Нина Павловна сама меняла лампочки, водила машину, общалась. С этим она смирилась легко. Гораздо сложнее было терпеть откровенное пренебрежение мужа.

«Нинок, ты понимаешь, что ты некрасивая?» – без обиняков говорил Гайдай. «Зачем же тогда женился?» – спрашивала она. «Я ценю в тебе другие качества», – отвечал режиссёр.

А однажды, когда они шли по улице, она попросила Гайдая подать ей руку, чтобы перейти через какую-то яму по дощатым мосткам. Он только усмехнулся: «Может, тебя ещё на руках перенести?» А она заплакала – ведь именно носить на руках он её когда-то и обещал.

В какой-то момент терпение Нины Павловны лопнуло, и она объявила, что решила уйти. Леонид Иович долго молчал, а потом сказал: «Нина, я без тебя пропаду!»

Она знала, что так и будет, и осталась. Вместе они прожили 40 лет.

«Я его терпела. А терпела не потому, что мне было тяжело, а потому, что по-другому к нему относиться было нельзя», – признавалась Гребешкова.

В творчестве Леонид Иович был жёстким и бескомпромиссным, а в обычной жизни порой совершенно беззащитным. Послав его однажды купить без очереди лук по удостоверению фронтовика, Нина прождала мужа три часа. Оказалось, Гайдай постеснялся предъявлять удостоверение и отстоял очередь вместе со всеми бабушками.

Так же скромно он относился и ко всем своим творческим наградам и званиям, называя их «цацками». Не стремился к роскоши в быту. В годы перестройки, перестав снимать кино, Гайдай спускал кучу денег, пристрастившись к азартным играм. Ушёл дух советской эпохи, а вместе с ним и вдохновение гениального комедиографа. И это стало ещё одним испытанием для их семьи.

Нина Павловна оставалась рядом с мужем до конца. В 1993 году 70-летний Леонид Гайдай подхватил воспаление лёгких и умер в больнице от оторвавшегося тромба на руках у жены, жалея только о том, что так и не сделал для неё ни одного фильма.

Нина Гребешкова пережила Гайдая на 30 с лишним лет. Как он и просил, она больше не вышла замуж. Уединённо жила в Подмосковье, занималась хозяйством, иногда снималась в кино и сериалах, среди которых «Легенда № 17», «Экипаж», «Содержанки‑2». И главное – хранила память о муже-гении.

10 мая Нины Гребешковой не стало. Теперь они вместе навсегда…

Лариса Плахина

Ранее на сайте Pravda-nn.ru рассказывалось, как роль жены Андрея Миронова стала главной ролью Ларисы Голубкиной.

 

Ссылка на первоисточник
наверх