На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

200 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Котов
    Вообще то министром обороны уже был табуреткин-экономист яко быМинистерство обор...
  • А Кудасов
    А для фельдшера такой отдельно или забыли?Глеб Никитин позд...
  • Вовладар Даров
    Сначала в спектакле обсирает власть, потом сбивает человека на смерть, а теперь просит УДО? С мозгами все у него в по...Адвокаты объяснил...

90 лет назад в Нижнем Новгороде вступил в строй автозавод

В эти дни 90 лет назад происходили грандиозные события – налаживали работу автогиганта, официально вступившего в строй 1 января 1932 года. Пуск автозавода называли «колоссальнейшей победой рабочего класса Советского Союза и всего мира», «всесоюзным праздником трудящихся». Благодаря воспоминаниям местных жителей и нашей газете, носившей тогда название «Нижегородская коммуна», мы можем перенестись в то время и посмотреть, как это было.

 

Новый рабочий город

 

Решение о строительстве автозавода с выпуском 100 тысяч машин в год у деревни Монастырка приняли в апреле 1929 года. Объект получил статус ударной стройки первой пятилетки. При этом советское руководство вело переговоры с американским промышленником Генри Фордом. В итоге Высший совет народного хозяйства СССР заключил соглашение с компанией Ford Motor Company о техническом сотрудничестве при организации и налаживании массового производства легковых и грузовых автомобилей.

Вместе с подготовкой территории для строительства завода начали возводить и дома для иностранных специалистов. Посёлок по соседству с Карповкой назвали Американским. 1 мая 1930 года иностранные инженеры получили ключи от первых квартир.

Всё было готово для большого события – закладки первого камня будущего автогиганта.

К тому времени подготовка территории велась восемь месяцев. «Нижегородская коммуна» рассказывала, что всё в округе изменилось до неузнаваемости – «выстроен новый рабочий город». На берегу Оки – «новенькая белая пристань», по узкоколейкам «сотни платформ и вагонов везут на строительство тысячи тонн леса, камня, кирпича». История ГАЗа, строительство Соцгорода стали темой для встречи журналистов «Нижегородской правды» с читателями в библиотеке имени Маяковского в рамках проекта «Открытая редакция».

С письмом потомкам

 

Газета описывала солнечное утро 2 мая 1930 года: «Поезда, пароходы, десятки автомобилей, грузовики, ялики, моторные лодки, колонны велосипедистов, сотни рабочих отправились с песнями, с оркестрами по суше и по воде в Монастырку». Повсюду красные флаги, вокруг трибуны – красная лента с лозунгом «Построим автогигант в 15 месяцев!».

В глубокий ров, под первый камень, поместили «металлический пакет с актом закладки – письмом будущим потомкам»: «2 мая тысяча девятьсот тридцатого года, на тринадцатом году великой пролетарской революции, в присутствии рабочих-строителей завода, рабочих делегаций Канавина, Сормова, Москвы, Дзержинска, Балахны, города и других рабочих районов и представителей партийных, профессиональных и общественных организаций Нижегородского края и строительства заложен первый камень будущего автогиганта, о чём и составлен настоящий акт».

Жительница Автозаводского района Нижнего Новгорода Вера Владимировна Бобина рассказывает, что у её подруги Лидии Васильевны Глуховой мама участвовала в строительстве завода:

– Молодого задора, желания работать на стройке, вспоминала она, было хоть отбавляй. Создавались бригады-коммуны. В одной из них и работала мама моей подруги. Девчата трудились наравне с юношами, работали без выходных. Порой среди ночи шли на разгрузку барж с материалами. Возвращались под утро. В бараках было очень холодно, из одежды – фуфайка и лапти. Короткий отдых, а утром – опять на работу. Всем хотелось поскорее построить завод, увидеть свои советские автомобили.

К слову, к тому моменту сборка грузовых машин «Форд» уже отрабатывалась на производстве в Канавине, оборудованном всего за 45 дней. Первые автомобили сошли с конвейера 1 февраля 1930 года. К 30 июня было сделано 738 грузовиков.

Трудности и успехи

 

Дату ввода в строй Нижегородского автомобильного завода назначили на 1 января 1932 года. «Совсем недавно там, где сейчас раскинулся красавец завод, было болото, покрытое мелким кустарником», – писала «Нижегородская коммуна» в канун открытия предприятия. И вот «цехи разукрашиваются плакатами, лозунгами» перед праздником открытия, надписи «Станок в наладке» меняются наклейками «Станок к пуску готов».

Постановлением президиума Нижегородского горсовета день 1 января 1932 года был объявлен городским праздником, посвящённым пуску автозавода. Учреждениям, предприятиям, общественным организациям было предписано украсить здания флагами и лозунгами, а на вокзалах с 30 декабря организовали дежурства для встречи делегаций. «Нижегородский автозавод вступает в строй действующих предприятий СССР», – сообщила «Нижегородская коммуна». Это стало событием всесоюзного масштаба.

29 января 1932 года с конвейера сошёл первый автомобиль – грузовик НАЗ-АА. А 4 июля девять грузовых машин и первый советский легковой «Форд» отправились в техническо-испытательный пробег по маршруту Нижний – Москва – Ленинград – Витебск – Смоленск – Москва – Нижний. «Машины ведут лучшие производственники – ударники труда, инженеры-конструкторы», – сообщала «Нижегородская коммуна». 10 июля колонна пришла в Ленинград. Сообщалось, что пробег проходит без аварий, а демонстрация трёхосного советского «Форда» вызвала исключительный интерес: он «легко брал сложные препятствия – непроходимые для обычной машины канавы и рытвины».

На заводе, между тем, многое нужно было доделать, возвести жильё для работников. «Нижегородская коммуна» опубликовала призыв к районам к 15 июля 1932 года «дать автозаводу 10 000 рабочих-строителей». Директору предприятия Сергею Дьяконову пришлось решать многие и многие проблемы.

«Трудности роста» в итоге преодолели. Впереди была война. Автозаводцы работали так, что предприятие получило три ордена. Ему 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. С новой силой закипела жизнь на заводе, в районе и после войны…

«Нам есть чем гордиться», – говорят автозаводцы. А история ГАЗа продолжается.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх