В Нижнем Новгороде, на улице Минина, на доме 38/2 строгим чёрным прямоугольником выделяется памятная доска, на которой изображены лица трёх очень похожих друг на друга мужчин. На доске надпись «В этом доме с 1959 по 1969 год жил народный артист России Вацлав Янович Дворжецкий с сыновьями-актёрами Владиславом и Евгением».
За этой фразой скрыта жизнь трёх великолепных актёров, оставивших глубокий след в отечественном кино. Старый дом В этом доме собирались самые творческие люди города. Вацлав Янович всегда ждал приезд Владислава, а его жена, мать его младшего сына Евгения, блестящий педагог и легенда Нижегородского театрального училища Рива Левите делала всё, чтобы её любимым мужчинам было уютно и спокойно.«Здесь я жила с тремя самыми дорогими мне людьми. Этот дом замечательный! Когда-то мы получили здесь две комнаты в коммуналке на пятом этаже. Одна комната нам досталась уникальная, с пятью углами! И когда надо было расставить мебель, я сообразила и поставила два матраса под углом друг к другу», – вспоминала Рива Яковлевна в день, когда открывали памятную доску.
По странному стечению обстоятельств оба брата ушли из жизни в 39 лет, на пике своего таланта. Вацлав Янович пережил старшего сына и ушёл незадолго до гибели младшего, а несколько лет назад не стало и Ривы Яковлевны. Но память о них живёт в сердцах театралов и поклонников кино. И сегодня, в юбилей Владислава, мы вспоминаем его жизнь и самые яркие роли. Как медик стал актёром Актёр с удивительным взглядом и магически притягательной внешностью, словно предчувствуя судьбу, торопился жить. Он родился в Омске в 1939 году. Осенью 1941‑го «за контрреволюционную пропаганду и агитацию» был арестован его отец Вацлав Дворжецкий, выходец из польской дворянской семьи. После этого мать, балерину Таисию Рэй, уволили из театра. Она бралась за любую подработку, чтобы как-то прокормить себя и сына. Маленький Владислав часто сидел один в холодной квартире, зачастую голодный. Позже он узнал от «доброжелателей», что его отец – «немецкий шпион» и находится в заключении, а не воюет на фронте, как говорила мать.
Когда Вацлав Дворжецкий вернулся из лагерей, их семья с Таисией Рэй распалась. Он женился второй раз – Риву Яковлевну Левите Дворжецкий встретил в ссылке. Владислав дружеских отношений с отцом не прекращал. Вместе с ним и его новой женой, «любимой мачехой», как нежно называл Левите Владислав, он уехал в Саратов, окончил там школу, а потом вернулся в родной Омск и поступил в медицинское училище. После служил в армии на Сахалине был фельдшером-начальником аптеки медицинского пункта полка. Планировал и дальше связать свою жизнь с медициной, приехал в Омск, но опоздал к началу вступительных экзаменов. В итоге по совету матери Владислав поступил в студию при Омском детском театре, где она преподавала танец. Окончив её, стал там же и играть. Но, надо признаться, заметных ролей Дворжецкому не доставалось. Судьбоносный 1971‑й Всё изменилось в конце 60‑х. В 1968 году Наталья Коренева искала актёров для фильма «Каждый вечер в одиннадцать», увидела Владислава в омском театре и взяла его фотографии. В фильм он не попал, но на Дворжецкого обратили внимание режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов, которые приступали к съёмкам фильма «Бег» по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море». В итоге никому не известному омскому актёру Владиславу Дворжецкому досталась одна из основных ролей – белогвардейского генерала Романа Хлудова. И он с ней блестяще справился. В 30 лет ему удалось практически без грима весьма правдоподобно сыграть 50‑летнего мужчину. «Владислав Дворжецкий абсолютно кинематографический актёр, – говорил позже про артиста Владимир Наумов. – Его нужно смотреть близко, в упор, лицо в лицо. Мельчайшие нюансы, движения век, глаз… Он прежде всего нёс в себе мужское начало – оно в нём было ярко. Второе – в нём была порода. Военная косточка. Его тема – это тема очень сильного человека».
Почти одновременно с утверждением Владислава Дворжецкого на роль белогвардейского генерала Хлудова в кино состоялся и дебют его отца Вацлава Дворжецкого. Причём так же, как и сын, он играл врага – шефа германской разведки Лансдорфа в фильме Владимира Басова «Щит и меч».
Едва были завершены съёмки в «Беге», как Дворжецкого пригласили в ещё одну мосфильмовскую картину – «Возвращение «Святого Луки». Там он вновь сыграл отрицательного персонажа – вора-рецидивиста по кличке Граф. Оба фильма вышли на широкий экран в один год – 1971‑й. С этого момента имя Владислава Дворжецкого узнали миллионы зрителей.
Владислав Дворжецкий был женат четыре раза. Любимец зрителей Роль пилота Бертона в фильме «Солярис» Тарковского, ссыльный поселенец Александр Ильин в «Земле Санникова» – зрители с восторгом принимали игру актёра независимо от того, была ли у него главная или совсем небольшая роль. Кстати, «Земля Санникова» вошла в историю как один из самых скандальных фильмов советского кинематографа. Каждый день съёмок был настоящим противостоянием актёров и молодых неопытных режиссёров Леонида Попова и Альберта Мкртчяна. В ходе работы из картины исчез Владимир Высоцкий – постарались цензоры, а роль Евгения Крестовского, которого изначально должен был играть Сергей Шакуров, исполнил Олег Даль, который, к слову, добавил немало проблем со своим пристрастием к алкоголю. Но фильм, несмотря ни на что, получил признание советских зрителей. Влюбилась публика и в «Капитана Немо», где Дворжецкий сыграл главную роль. По мнению критиков, капитан Немо стал лучшей ролью Владислава Вацлавовича в его короткой карьере.
«Зарубки на память», «Возврата нет», «До последней минуты», «Там, за горизонтом», «Встреча на далёком меридиане»… За восемь лёт съёмок Владислав Дворжецкий сыграл в 18 картинах. Он жил и работал в бешеном ритме. В декабре 1976‑го актёр попал в Ливадийскую больницу, где узнал от врачей о двух инфарктах, случившихся у него в течение последнего месяца. Его последней работой стала роль высокопоставленного чиновника Владислава Лобанова в фильме «Однокашники», который вышел на экраны в октябре 1978 года. К этому времени Владислава Дворжецкого уже не было в живых, он ушёл из жизни 28 мая…
Свежие комментарии