На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

220 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vladimir Lioubimcev
    А унас  постоянно ремонтируют и облагораживают  ТОЛЬКО ОДНИ И ТЕ ЖЕ ДОМА. Уже по многу раз... На остальные все дома н...Жильцы 100-летнег...
  • Иван Иванов
    Как же мы в СССР учились?Шесть уроков отсидишь и пойдешь в библиотеку, доклады готовить, по биологии, истории,литерат...Госдума разработа...
  • Anatoliy Skorohodov
    Это недоразумение ещё может оскорблять людей? Надо было выкинуть его из самолёта как мешок, чтобы зубами ступеньки со...Известный телевед...

Нижегородцы Олег и Гузель Качеевы рассказали, как мозаика стала их общей судьбой

Мозаика большинством людей воспринимается как удивительное, но далёкое искусство, пришедшее к нам из прошлого. Однако в последнее время мода на создание мозаичных панно, пусть и небольших, стремительно набирает обороты. Интернет пестрит многочисленными предложениями на этот счёт.

Почему в сегодняшнем мире сумасшедшего ритма вдруг оказалось востребованным ремесло, требующее времени и усидчивости?

Что привлекает в нём именно молодёжь? И как наследие СССР влияет на современный интерьер?

Это мы попытались выяснить у создателей одной из нижегородских мозаичных мастерских. Начало пути Гульназ и Олег Качеевы не планировали, что мозаика станет их общей судьбой. Познакомились случайно в цветочном магазине, где Гульназ работала флористом и куда будущий муж пришёл за цветами.

«Разговорились и поняли, что много общего!» – вспоминает Гульназ.

Гульназ по профессии – учитель изобразительного искусства, а Олег – строитель-реставратор. Архитектура и создание картин были частью жизнью пары. В 2017 году они вместе приехали в Питер, где Олег занимался реставрацией здания в Петергофе.

«Мы ходили по всевозможным архитектурным памятникам, – поделился он, – атмосфера располагала. Я сподвигал Гульназ, чтобы она пробовала делать мозаику».

Олег знал, что в прошлом Гульназ уже пробовала свои силы во флорентийской мозаике, но дальше, чем освоение нового вида искусства, дело не пошло.

«Заниматься мозаикой ей не хватало ресурса и финансов, ведь нужно очень дорогостоящее оборудование и материал», – поделился Олег.

Мозаика делается из специальных кусочков стекла – смальты, которые изготавливаются на заводе в Санкт-Петербурге.

Кроме того, нужны благородные камни, специальные пластины. Всё это стоит немало.

В Питере, пока Олег занимался реставрацией, Гульназ прошла узкую специализацию и изучила и римскую мозаику. Когда они переехали из Питера в Нижний, мозаика потихоньку начала переходить из хобби в ремесло.

«Сначала мы покупали камни, материал, инструменты, и Гульназ что-то делала прямо дома, – поделился Олег. – Мы снимали двухкомнатную квартиру. В одной комнате она творила, в другой мы жили».

Сам он не был уверен в том, что мозаика – это дело всей его жизни, но в силы и талант своей жены верил безоговорочно.

«Гульназ сделала две или три работы, одна из которых – портрет Диониса, и, увидев их, я понял, что в ней есть задатки гениальности. Наверное, я покажусь нескромным, но я так считаю, – с улыбкой делится Олег. – Портрет – самое сложное в живописи, тем более в камне».

Он предложил открыть мастерскую, где Гульназ могла бы сама создавать картины и давать такую возможность другим.

В августе 2020 года пара открыла мастерскую в квартире. Поначалу на мастер-класс приходили лишь два-три человека в месяц.

«Мастерскую открывать было не страшно, мы верили, что не только нам может быть интересна мозаика, – поделилась Гульназ. – Это же один из древнейших видов искусства, и всё, что мы делаем из натуральных камней и академической смальты, может сохраниться на века. Вот это и нравится нам в мозаике, ведь мы все хотим оставить после себя прекрасное». Зона роста Через два года, в 2022‑м, мастерская разрослась настолько, что в квартире ей стало тесно. Всё больше людей хотели попробовать свои силы в искусстве мозаики.

Новым местом для мастерской стал Нижполиграф.

«Здесь много мастерских, и глина, и фото, и реставрационная мастерская, где дают вторую жизнь наличникам, – поделился Олег. – К тому же здесь отличная логистика».

Постепенно о «Камее» узнавало всё больше людей, появились первые крупные заказы.

«С апреля прошлого года мы находимся практически в режиме аврала, – с гордостью делится Олег. – У нас заказ за заказом. Мы два дня назад закончили заказ, и сегодня я уже делаю расчёты на другой, практически такой же сложности – около 3 квадратных метров».

Панно «Камеи» в 6 квадратов красуется в фойе химического завода в Дзержинске. Необычная мозаика украшает печь и стол в ресторане Pinchi.

Много у мастерской и частных заказов – люди хотят домой украшенный стол, кому-то нужна мозаика для бассейна. Кто-то просто заказывает небольшие портреты для себя или в подарок.

«Сегодня такой декор, как мелкая цветная мозаика или современная мозаичная плитка, доступен всем в той или иной степени, – считает менеджер по продажам керамической плитки и керамогранита Игорь Ларионов. – Использование мозаики в интерьере квартиры или дома позволяет внести яркие оригинальные нотки в дизайн гостиной или кухни, ванной или прихожей».

Для непрофессионалов же создание мозаичных картин, пусть и совсем крохотных, даёт возможность прикоснуться к истории, почувствовать себя художником, продемонстрировать свою индивидуальность.

Этим и объясняется рост популярности мозаичных мастер-классов среди молодёжи. Мелкие детали Большое панно собирают целиком, а потом его разбирают на сегменты, которые будет удобно перевезти и соединить уже на месте.

Но размер и перевозка не являются главной сложностью при создании мозаики. Куда сложнее приспособиться к работе над материалом – стекло, смальта, мрамор, множество благородных камней.

«Со смальтой немного проще работать в плане цвета. Мы заказываем её на заводе в Петербурге, и можно определить сразу 3, 8 или 12 позиций. И переход цвета будет более плавный. С природным материалом, например, мрамором, посложнее. У природы не закажешь цвет, надо выискать, смотреть, подбирать. Работа более сложная, но и более интересная», – объясняет Олег.

Сложность работы с материалом могут ощутить на себе и все те, кто приходит на мастер-классы. Им предлагают либо составить свою небольшую мозаику в римском стиле по готовым эскизам, либо заполнить мозаикой готовую форму.

«Собирать мозаику – занятие непростое и куда более дотошное, чем живопись. Но понять это удаётся только когда человек сам занимается», – рассказывает Олег.

Многие участники мастер-классов признаются, что изначально не предполагали, насколько это окажется трудным, но тем не менее работа завораживает.

«Честно говоря, я даже не ожидала, что будет так трудно, – признаётся нижегородка Елена. – Мне не хотелось делать маяк, и я выбрала лимон. Ты ловишь дзен, когда подбираешь все мелкие кусочки по цвету, укладываешь их на клей, но это пять минут безмятежности. А пока плоскогубцами ломаешь камень или пытаешься найти нужной формы, быстро устаёшь».

Многие, набив руку на мастер-классах или курсах, спустя время всё же возвращаются к своей сложной задумке, но уже со знанием дела. Помимо Олега и Гульназ в мастерской работают ещё несколько человек. Это люди, пришедшие однажды на мастер-класс и влюбившиеся в мозаику. Они помогают готовить большие заказы или создают произведения искусства для себя, например, стол домой.

Словом, мозаика постепенно перестаёт быть древним искусством, доступным для украшения дома только богачам. Теперь её магия становится доступной всем, кто проявляет к ней интерес. Знаешь? Есть несколько версий, где именно зародилась мозаика, но одно ясно точно – появилась она очень давно, вместе с первыми цивилизациями. По одной из версий, составлять мозаику придумали шумеры ещё в IV веке до н.э. Они стали украшать фасады серых домов глиняными палочками с разноцветными шляпками. Позже они решили начать украшать и пол, но не глиной, а мелкой галькой.

Мозаика набрала обороты в античности. Мастера Древнего Рима хоть и создавали мозаичные полотна, называли их по-другому – литостроты. Это были полы и стены, украшенные картинами из мелкой гальки или фрагментов мрамора. Отсюда и пошло понятие «римская мозаика».

Римская мозаика создаётся из несколько маленьких кусочков смальты, камня или других материалов. Во флорентийской мозаике изображение складывается из крупных шлифованных пластин, вырезанных по контуру рисунка из полудрагоценных камней. Римская мозаика популярнее, но и проще – большинство советских панно выполнено именно в этой технике.

 

Ссылка на первоисточник
наверх