«Восточный экономический форум имеет высокое значение как для внутренней российской геополитики, так и для внешнего геополитического позиционирования России в Азиатско-Тихоокеанском регионе», — считает д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, оценивая первые результаты Восточного экономического форума.
«Россконгресс, который в очередной раз выступает организатором мероприятия, придаёт ему помпезную форму «отчёта об успешно проделанной работе», хотя, как следует из выступления президента РФ в Кызыле (Тува), содержательный акцент необходимо перенести на проблемы, решение которых предполагалось, но не пока удалось найти: «уровень, объем товарооборота у нас растет и не хватает провозных мощностей». Это значит, что предшествующие стратегии развития транспорта не сработали должным образом.Актуальность этому вопросу добавляет и значение транспортной инфраструктуры этой части России для нашей внутренней геополитики: транспортная связь Дальнего Востока с Центральной Россией, как товарная, так и пассажирская, остаётся на уровне конца 20 века, идеи высокоскоростных авто и ж/д трассы «Санкт-Петербург – Владивосток» пока что только заявлены в числе стратегических ориентиров.
Между тем, это один ключевых фактором бизнес-логистики для предприятий ПФО, Урала, даже Сибири, который востребован уже сегодня.
Как известно, своё участие в ВЭФе подтвердили свыше 650 глав российских предприятий, и все они смогут приехать в Владивосток. Но все ли эти предприятия смогут «приехать» в этот регион своими товарами и услугами? Это зависит от оперативности развития скоростного транспортного сообщения, способного к переброске больших, причём, желательно, «на вырост», объёмов товарной продукции. С точки зрения внешней геоэкономики в зоне АТР для России так же вырисовывается серьёзная задача наращивания доли своего торгово-экономического участия, например, в экономике Китая.
По данным Главного таможенного управления Китая, за первые десять месяцев 2023 года товарооборот КНР и РФ составил 196,48 млрд долларов в денежном выражении (в первом полугодии 2024 г. — это 116,87 млрд долларов). В то же время лидерами по объему торговли с Китаем в 2023 г. были страны АСЕАН (747,3 мдрд), а также Евросоюз (655,2 млрд) и США (550,7 млрд). Россия по большей части экспортирует в КНР энергоносители — нефть, природный газ и уголь, а также медь, древесину, топливо и морепродукты, а также рыбу, ракообразных и рыбную муку (на Россию в 2023 году пришлось около 3,5% мирового производства муки).
Для Нижегородской области рост экспорта в Китай связан с поставами аппаратуры связи, электрических устройств, продовольственной продукции, а также продуктов нефтепереработки. Так, в 2020 году поезд из Нижнего Новгорода, груженный битумом, 24 октября прибыл по маршруту железнодорожного грузового экспресса «Чунцзин-Синьцзян-Европа» на станцию Кисуму в г. Уланчаб (Внутренняя Монголия, КНР). Что важно отметить: этот экспресс недавно построен Китаем, он проходит по территории России (и других государств), обладает высокой пропускной способностью, а оператором является специально созданное Китаем совместное предприятие, в котором участвует «РЖД ‑Логистика». Нюанс в том, что строительство российской транспортной инфраструктуры должно иметь конкурентные преимущества перед этой веткой, которая в настоящее время выходит на свои проектные мощности. Эти «мелочи» также входят в число задач, которые достойны внимания участников ВЭФ- 2024».
Свежие комментарии