Сегодня, 22 октября, 35 лет как нашему городу было возвращено историческое название, – вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Горького в Нижний Новгород и области в Нижегородскую. К этому событию вёл долгий путь. На протяжении нескольких лет между сторонниками и противниками возвращения исконного имени шли настоящие баталии.
Щедрый подарок Горьким Нижний Новгород стал в 1932 году. Тогда широко отмечалось 40‑летие литературной и общественной деятельности Максима Горького. В Нижнем Новгороде постановлением крайисполкома имя писателя присвоили стекольному заводу, радиостанции, пединституту.
В честь юбилея шли выставки, кинопоказы, спектакли, а 26 сентября «Нижегородская коммуна» рассказала о состоявшемся накануне главном торжестве. После приветствий и докладов на трибуну вышел сормовский рабочий Овсянников и предложил «переименовать Нижний в город Горького».
«Громко грянула буря аплодисментов представителей доживающего свои последние дни «Нижнего», – сообщала газета.
Заседание постановило переименовать Нижний Новгород в Горький, а Нижегородский край – в Горьковский и «просить ЦИК СССР утвердить единодушное решение рабочих и работниц фабрик и заводов Нижнего Новгорода и настоящего собрания». 7 октября 1932 года Президиум ЦИК это постановление утвердил.
Переименование подавалось как волеизъявление широких масс, однако, по мнению некоторых историков, это было сделано по прямому указанию Иосифа Сталина. «Буревестник революции» никак не возвращался из-за границы, а вождь очень хотел привлечь писателя на свою сторону.
И это ему удалось. За и против Наряду с Нижним Новгородом переименовали многие города. При Никите Хрущёве некоторые названия вернули. Так, Молотов вновь стал Пермью, Чкалов – Оренбургом, Щербаков – Рыбинском.
Не исключено, что обсуждалось и возвращение названия Нижний Новгород. По крайней мере, приехав в наш город в начале апреля 1957 года, первый секретарь ЦК КПСС приветствовал встречающих: «Здравствуйте, товарищи нижегородцы!»
Видимо, тогда же в ЦК партии ушло письмо от местных писателей с просьбой вернуть городу исконное имя. О таком обращении говорилось в письме за подписью Константина Федина, Корнея Чуковского, Веры Инбер, а всего 19 писателей от 27 апреля 1957 года. «Нам стало известно, что товарищами из Горьковской области поставлен вопрос о возвращении городу Горькому его прежнего названия – Нижний Новгород», – сообщалось в письме. Московские писатели указали, что аргументация коллег кажется им «крайне искусственной и оскорбительной для имени великого пролетарского писателя» и попросили оставить всё как есть.
В следующий раз о возвращении исторического названия заговорили через 30 лет.
В июле 1987 года в городе открылся съезд Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Как рассказывал позднее в интервью нашей газете один из активистов движения за Нижний Новгород, знаменитый физик Андрей Гапонов‑Грехов, на этом съезде художник Израиль Ашкенази передал делегатам письмо с просьбой поддержать усилия интеллигенции по возвращению имени, которое город носил более семи веков.
Среди подписавших письмо были академик Григорий Девятых, хирург Борис Королёв, архитектор Святослав Агафонов. Оно получило практически всеобщее одобрение делегатов съезда.
Отправили обращение к руководству города. Ответа не последовало. Тогда именитые деятели науки, культуры обратились в нашу газету. 4 октября 1987 года «Горьковская правда» опубликовала письмо о необходимости вернуть городу историческое название за подписями Бориса Королёва, Андрея Гапонова-Грехова, Израиля Ашкенази, писателя Валерия Шамшурина, председателя Сормовской организации ВООПИК Сергея Бодрова. Вернули на карту Публикация вызвала большой резонанс. О том, как называться городу, спорили на конференциях, на страницах газет. Городские власти сначала сказали «нет». В декабре того же 1987‑го на сессии горсовета указывалось: мол, переименование обойдётся в 50 миллионов рублей, что равнозначно потере 250 тысяч квадратных метров жилья.
Сторонники возвращения предположили, что цифра завышена. К слову, так оно и оказалось. Когда решение о прежнем наименовании города уже было принято, наша газета сообщила, что на смену вывесок, изготовление печатей, бланков и другие мероприятия, связанные с возвращением названия, потребуется 509 тысяч рублей.
А тогда дискуссия не утихала. В «ГП» потоком шли письма. «Это наш долг перед многими поколениями нижегородцев, которые веками жили и умирали на нижегородской земле и ничем не запятнали чести нашего города. Исторические названия так же, как и исторические памятники, должны быть сохранены для наших потомков», – писали одни. «Переименование города – это очень серьёзная политическая акция. Ведь Горький – символ социализма, нравственного возрождения и образованности простых людей», – спорили другие.
И всё же тех, кто хотел вернуть название, оказалось больше. Это показал опрос (закона о референдумах ещё не было) 4 марта 1990 года. В тот день проходили выборы народных депутатов РСФСР. На избирательных участках просили высказаться и по поводу названия города. Большинство поставили галочку за Нижний Новгород.
В апреле вопрос вновь подняли на заседании горсовета. На этот раз 149 депутатов проголосовали за, против – только трое. Вопрос включили в повестку сессии областного Совета народных депутатов. «Подавляющим большинством голосов решено поддержать решение сессии горсовета о возвращении городу Горькому имени Нижний Новгород», – сообщила «ГП» 22 августа.
К слову, 31 августа 1990 года наша газета в последний раз была напечатана как «Горьковская правда». Следующий номер – уже с логотипом «Нижегородская правда».
Менее чем через два месяца газета вышла с текстом Указа от 22 октября и крупным заголовком «Здравствуй, Нижний Новгород!»
Свежие комментарии