«Выборы вновь подтвердили наличие устойчивого консенсуса в российском обществе», — считает старший научный сотрудник Института политической психологии Александр Прудник, оценивая итоги ЕДГ-2024 в оптике будущего политической системы России. «В рамках сложившейся современной политической системы России выборы различного уровня носят референдумный характер.
В ходе таких выборов и власть, и граждане взаимно определяют параметры общественного договора между ними. Прошедшие выборы в очередной раз подтвердили, что государство через свои институты адекватно отвечает на текущие запросы общества. В свою очередь, общество продемонстрировало лояльность и поддержку политическому курсу власти. Выборы вновь подтвердили наличие устойчивого консенсуса в российском обществе.Сам факт проведения выборов в условиях СВО и сложной геополитической обстановки продемонстрировало полное доверие со стороны государства как к политическим институтам страны, так и к рядовым избирателям. В свою очередь, граждане, приняв участие в голосовании, показали готовность поддержать свое руководство в его борьбе за интересы страны. Решение провести вторые в течение полугода выборы в очень непростых условиях, было единственно верным, о чем красноречиво свидетельствуют их результаты.
Особенность прошедших выборов была и в том, что все участвовавшие в них основные партии, хотя и вели борьбу между собой за мандаты, однако консолидировано поддерживали основные направления политики действующей власти. При этом, несмотря на спокойную атмосферу выборной кампании, внутри ее разворачивалась серьезная интрига. Ведущие политические партии стремились определить свои позиции в нынешнем политическом пространстве страны.
В наиболее сложной ситуации оказалась партия «Справедливая Россия. За Правду!». Ее идеологическую нишу в значительной степени заняли другие партии, из-за чего она не смогла четко дифференцировать от них свою позицию. Непростой период переживает и ЛДПР, не найдя пока адекватного ответа на утрату статуса харизматичной лидерской партии. При этом сторонники этих партий не перешли к их соперникам. В результате чего, хотя КПРФ и стала второй партией, а ЛДПР — третьей, их реальный электоральный потенциал снизился.
Наиболее успешно использовали сложившуюся ситуацию «Новые люди». Применив современные предвыборные технологии, они сумели получить в круг своих сторонников часть молодых избирателей, которых привлекли и лидеры партии, близкие им по возрасту, и формат их общения со своими сторонниками.
Свежие комментарии