
Новый тренд подростков прогремел на всю страну. Ребята специально ложатся в психиатрические лечебницы, чтобы отдохнуть в идеальных условиях. Никаких забот, еда по расписанию, да ещё и информационный детокс. Место, куда в фильмах про ХХ век мафия отправляла своих недругов, теперь в сознании зумеров превратилось в райский уголок.
Но чем на самом деле может обернуться пребывание в психиатрической клинике? Как вообще появился этот необычный тренд? И к чему он может привести? Трендовые шмотки Новый тренд в соцсетях напугал родителей. Подростки идут к психологам и психотерапевтам и просят их отправить на недельку в частный психстационар. А потом выкладывают видео о том, как им хорошо там живётся.«Мне дали таблы и кофе, и жизнь заиграла новыми красками», – делится одна из пользовательниц.
Цель такого отдыха – не столько лечение, сколько попытка снять стресс, спрятаться от соцсетей и бесконечного информационного шума, отдохнуть от обязанностей».
Цена за сутки такого «отдыха» в некоторых клиниках варьируется от 10 до 15 тысяч рублей. За эти деньги пациенты получают нечто вроде «городского санатория»: ранний подъём, приём назначенных врачом процедур и препаратов, прогулки, строгое ограничение времени за гаджетами.
«В 8 подъём, в 9 завтрак, потом прогулка на свежем воздухе. И никаких забот и соцсетей! Полный детокс», – гласит пост другого подростка.
Пока зумеры радостно выкладывают посты и истории об отдыхе в психиатрических клиниках, взрослые не на шутку обеспокоены новым трендом.
«Обычно такой «отдых» справкой и постановкой на учёт к психиатру заканчивается, – считает мама одного из подростков.
– А значит, потом без полноценного выбора профессии и, возможно, без права управления авто. Поэтому я своему сказала – выкинь эту дурь из башки. А некоторым родители разрешают».Многие уверены, что моду на «дуркинг» запустили сами частные клиники, нашедшие для себя хороший способ заработка. В бесплатную государственную психиатрическую больницу просто ради отдыха не попадёшь, да и последствия пребывания в ней окажутся куда менее безобидными.
«Это всё придумано для того, чтобы отдых в еле приспособленном для житья помещении продавать по цене премиум-отелей, – уверен Виктор. – Туда же идёт мода на глэмпинг, где, по сути, живёшь в лесу». Пыль в глаза Некоторые, правда, считают такой тренд хорошим знаком – ведь, значит, растёт внимание к своему психическому здоровью. Однако социологи относятся к этой моде менее доброжелательно.
«У этих молодых людей сбит процесс социализации, – считает нижегородский социолог Александр Прудник. – Они только начинают переходить из детства и из подросткового возраста в более взрослый мир. Во время этого перехода они просто не справляются с новыми требованиями, с новыми моделями поведения. И подобное поведение – это способ задержать взросление. Оставаться на уровне подростка просто так неудобно, поэтому нужно найти внешние, привлекающие внимание причины, почему с тобой всё это происходит и почему ты не такой, как все».
Именно этими проблемами с адаптацией ко взрослой жизни чаще всего и объясняется модное сегодня у многих эпатажное поведение эдакого непонятного особенного человека с бесконечно сложным внутренним миром. Порой этот образ, кстати, может на самом деле говорить о психических отклонениях.
«И ничто лучше не подтвердит этот образ, чем справка из соответствующего медицинского учреждения или от психиатра, или лечение в стационаре, – считает социолог. – И ты как бы становишься своеобразным героем, потому что все остальные живут обычной, скучной жизнью, а ты особенный».
Своему распространению мода на «дуркинг» в первую очередь обязана соцсетям.
«Сейчас есть иллюзия, что то, что показывают в соцсетях, имеет массовую тенденцию, – поделился социолог. – Но это не так. Это затрагивает лишь небольшую часть людей, просто их место в информационном пространстве расширяется».
В действительности в этом тренде нет ничего необычного. В каждом поколении многие молодые люди испытывали проблемы с социализацией и пытались выделяться на фоне сверстников своим поведением.
«В советские времена среди таких подростков считалось крутым доказывать свою особенность выпивкой и говорить «я много могу выпить», – рассказал Александр Прудник. – В 90‑е годы эта бравада основывалась на субкультуре, связанной с наркотиками. Сейчас это уходит, но приходит другое. Теперь это поведение, основанное на отклонениях психологического или даже физического здоровья. Это способ своеобразной адаптации к миру, в котором другим способом адаптироваться не удалось. Ты привлекаешь к себе внимание и объясняешь себя другим тем, что ты особенный. У тебя просто тонкая душевная организация».
С возрастом, по мнению эксперта, многие такие ребята вырастают и становятся чаще всего самыми обыкновенными взрослыми. Вопрос здоровья Хотя среди них немало и тех, кто действительно нуждается в помощи психиатров. Другое дело, что именно они-то меньше всего и оказываются склонны рассказывать о своих проблемах.
Таким людям адаптироваться к обычной жизни оказывается куда сложнее.
«Человек сам или его родственники в какой-то момент понимают, что у него психиатрическое заболевание (именно психиатрическое), например, депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, – рассказал социальный предприниматель Антон Прусаков. – Для людей это, конечно, шок. Чаще всего человека госпитализируют. Потом он выходит из больницы. Опять попадает домой, в семью, где зачастую до сих пор не знают, что делать с психиатрическим заболеванием своего родственника. Это повышенный стресс, и в итоге человека опять госпитализируют».
По словам Антона, люди с настоящими психиатрическими заболеваниями не любят их афишировать и страдают от неприятия.
«Парень с диагнозом «шизофрения» в публичном пространстве признался, что он завидует людям с онкологическими заболеваниями, – делится Антон. – Потому что человека с онкологическим заболеванием, его боль понять легко. Он получит свою долю понимания, ему будут стараться помочь. А если взять взрослого с диагнозом «шизофрения», будет по-другому. Психиатрические заболевания называют невидимыми болезнями. Они говорят: «Что значит грустно, что значит плохо? Съешь шоколадку, с ребятами пообщайся». А то, что в этот момент человек не может даже найти силы встать с кровати и пойти умыться, здоровому человеку сложно представить».
В Нижегородской области действует множество проектов для помощи людям с психиатрическими отклонениями, но не всегда они дают свои плоды.
«Это идеологический, социальный проект, – считает социолог Александр Прудник. – Он работает только в медийной сфере, когда проводятся соответствующие акции, когда демонстрируется какое-то особое отношение, когда детей с отклонениями пытаются учить в обычных школах. Но профессиональная среда необычная конкурентна, и там удержаться сложнее. Там даже самому адаптированному человеку сложно найти работу, не говоря о людях менее адаптированных».
Тем не менее, общество становится терпимее к людям к психическими отклонениями.
«Общество становится более развитым, – поделился Александр Прудник. – А значит, и более разумным. В развитом обществе меньше страха к иному, а значит, в развитом обществе к людям с отклонениями относятся достаточно спокойно».
И этим тоже отчасти объясняется мода на «дуркинг».
…Пройдёт время. Подростки, которые пытаются доказать свою особенность через образ человека с психическими отклонениями, вырастут, сменят увлечения. А на их место придут другие молодые люди, которые выберут уже иной эпатажный способ заявить о себе.
Ранее на сайте pravda-nn.ru рассказывалось, почему подростки рискуют жизнью ради эффектных видео.
Свежие комментарии