На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

218 подписчиков

Свежие комментарии

90 лет назад в Горьком начали строительство Канавинского моста

В июне 1930 года в Нижнем Новгороде закипела грандиозная стройка. Начали возводить мост через Оку, в котором растущий город остро нуждался. В 1928 году частью Нижнего Новгорода стали Канавино и Сормово. Без постоянной переправы было не обойтись. При этом планировали использовать новые технологии. Возводилась первая арочная переправа в СССР.

Поедем, помчимся До сих пор берега Оки связывал плашкоутный мост. Для прохода судов его разводили, а в октябре и вовсе разбирали. Возводили снова только после половодья. Без моста приходилось переправляться с берега на берег на лодках и других судах, зимой – по льду.

Ещё в декабре 1925 года на губернской партийной конференции решили: надо строить постоянный мост. Получили поддержку в правительстве страны. И вот 30 апреля 1930 «Нижегородская коммуна» вышла с заголовком: «Вопрос о строительстве моста через Оку разрешён».

Газета сообщила, что проект под девизом «Езда по верху» утверждён в Совнаркоме СССР, и к 7 ноября 1931 года мост должен быть построен.

Вскоре дату перенесли на полгода раньше. Торжественную закладку будущей переправы назначили на 5 июня. Газета описывала: к 17 часам ярмарочная набережная Оки была переполнена. Приехали рабочие «Красного Сормова», канавинских фабрик и заводов. «Пароходики и лодки не успевали перевозить всех желающих попасть на Гребнёвские Пески, к месту закладки первого кессона», – рассказывала «НК».

По окончании митинга все направились к высокому деревянному сооружению, увешанному флагами. Там должен был произойти самый торжественный момент. «Между железных прутьев растёт горка мокрого цемента, скрывая под собой акт о закладке моста», – рассказала газета, добавив: «5 июня 1930 – 1 мая 1931 года.

Уложиться в этот срок во что бы то ни стало».

Опыт строительства Канавинского моста – ценнейший вклад в дело мостостроения. Бег с препятствиями После торжественной закладки строители собрались в своём временном клубе. На собрании зачитали договор с «Нижегородской коммуной». Наша газета стала шефом строительства, обязавшись помочь с выпуском на стройке многотиражки и постоянно рассказывать о ходе работ на своих страницах.

Материалы пошли из номера в номер. И вскоре стало ясно: построить такой объект меньше чем за год вряд ли удастся.

«Безобразное положение на правом берегу Оки. Из-за того что не освобождены дома на Гребешке, Капстрой вынужден свернуть работы на Похвалинском съезде. Работы проводятся уже не в две, а в одну смену», – негодовала газета по поводу состояния дел на 12 июня, предупреждая, что, если через несколько дней дома, подлежащие сносу, не будут освобождены, Капстрой в этом месте вообще работы прекратит.

«На территории бывшей ярмарки есть помещения, в которых можно разместить выселяемых из домов на Гребешке», – предлагала газета.

И сообщала о возникновении «нового тормоза»: бутового камня у Капстроя всего 30% от необходимого…Но несмотря на трудности, стройка набирала ход. В конце июня «НК» сообщила, что работы идут уже на всех пяти опорах моста. Не считая тех, кто занят на береговых работах, трудятся 800 человек. На Гребнёвских Песках установили дробильный завод. Он будет давать щебень для работ на опорах. Для его доставки соорудили понтонный мост. Землю с Похвалинского съезда вниз, на подсыпку набережной, решено спускать по двум узкоколейкам. Одна уже готова, укладывается вторая – по мостовой съезда.

Газета писала, что работы идут не прекращаясь. Зимой – даже в 30‑градусный мороз. Весь город помогал: устраивали субботники.

По ходу строительства пришлось искать новые решения. Разный уровень берегов Оки, неблагоприятное геологическое строение дна – всё это осложняло задачи. А тут ещё «Стальтрест» сообщил, что не может дать в срок конструкции для моста – большие стройки идут по всей стране, очень много заказов.

Но вот свершилось: в июне 1932 года сборка металлоконструкций будущей окской переправы началась. Мост есть! Меньше чем через год переправа была готова. 1 апреля 1933 года «Горьковская коммуна» вышла с заголовком «Окский мост есть!». В тот день открыли частичное движение, а 1 мая на мосту торжественно перерезали ленточку, и в путь отправился первый трамвай.

Переправе присвоили имя председателя краевого исполкома Николая Пахомова. К слову, 29 апреля 1933 года, выступая перед строителями-ударниками, он заявил, что по архитектуре мост не имеет ничего равного на Волге, не говоря уже об Оке – по всей реке нет таких крупных сооружений.

В 1934 году Николая Пахомова назначили наркомом водного транспорта, но в 1938‑м он был репрессирован.

Мост стал просто Окским, а затем Канавинским. По сей день он остаётся одной из главных достопримечательностей Нижнего Новгорода. Кстати Рядом с новым мостом планировалось поставить памятник писателю Максиму Горькому. В справочнике «Город Горький» за 1939 год читаем: «Прямо над мостом на высокой горе правого берега отведено место для памятника нашему великому земляку А. М. Горькому. Широкая лестница от подножия памятника спустится с горы к площади перед мостом. Существующее здание электроремонтного завода (бывшая электростанция, – прим. ред.) должно быть снесено».

Сообщалось, что памятник предполагается сделать таких размеров, чтобы он был виден с отдалённых улиц заречных районов.

К работе приступила знаменитый скульптор Вера Мухина. Создавался образ писателя, который, стоя на высоком берегу, смотрит на речные просторы, на город. Но в итоге для памятника выбрали другое место – ближе к центру города. В 1952 году его установили на площади 1 Мая. Она стала называться площадью Горького.

 

Ссылка на первоисточник
наверх