На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

207 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    На сегодня что то прогнозировать, нет смысла. Ситуация непредсказуемая ни в политике, ни в экономике. Все будет завис...Экономист Лазарь ...
  • Эльдар Алиев
    🙏🙏🙏🙏🙏👍Храм, посвященный...
  • Ника
    Нужен закон об ограничении продажи земли. Иначе, русским не останется русской земли. У западных фермеров слюноотделен...Глеб Никитин возг...

В Нижегородской области сохраняют и восстанавливают мозаичные панно ХХ века

Мозаичные панно в советском периоде – визитная карточка государства. Их можно было встретить на фасадах многоквартирных домов и детских садов, зданиях вокзалов и заводов, дворцах детского творчества и бассейнах. Большинство панно уникальны по своему наполнению и исполнению, к тому же по ним можно изучать историю Советского Союза и идеологию того времени.

В Нижегородской области взялись за восстановление этих впечатляющих произведений искусства.

Великая страна в деталях Первые мозаичные панно в Горьком появились в середине 60‑х годов прошлого века на улицах Ванеева, Большевистской, Энгельса, бульваре Юбилейном. Мозаики стали частью творческого эксперимента по оформлению типовых пятиэтажек. Таким образом художники пытались выделить дома, придать им индивидуальность. Ведь это было время, когда все архитектурные излишества оказались под запретом, и целые улицы заполняли стандартные панельные пятиэтажки.

Массово мозаичные панно стали появляться в Горьковской области в 70‑е годы.

Так, в 1970‑м в центральном здании городского железнодорожного вокзала открывается мозаика «Великая страна». Под красным знаменем с профилем Ленина – группа тружеников различных профессий: рабочий, крестьянка, инженер, путеец и дети-пионеры, символизирующие единый народ большой советской страны.

В 1978‑м в Володарске на Доме культуры открывают рельеф с мозаикой «Народное искусство». В центре композиции – солнечный лик с лучами, которые к краям мозаики превращаются в цветочные лепестки. Фигуры всех персонажей и выступающие части фона покрыты мозаичной плиткой в цветах традиционных народных промыслов России.

К 400-летию Арзамаса в самом центре города, на улице Мира, открывается панно, которое повествует об истории Арзамаса и самых значительных событиях его прошлого.

А чуть раньше в Дзержинске на здании политехнического института появляется панно «Союз науки и техники». В основе изображения – сюжет о том, какой путь прошёл человек благодаря труду и жажде знаний: от первобытного огня до современных технических достижений.

Узнать больше о советских мозаиках в Нижегородской области можно на сайте монументальное.рф. Операция «Спасение» Все эти удивительные мозаичные произведения были созданы настоящими мастерами.

Но одни из самых известных панно принадлежат заслуженному художнику России Валентину Любимову. Именно его работы во многом определяли облик Горького. При этом огромное место в его творчестве занимала тема спорта.

Вот что писали о Валентине Любимове в «Горьковской правде» в номере от 5 января 1980 года: «Он не впервые обращается в своём творчестве к спортивной теме. В 1972 году его полотно «Олимпийская дружба» экспонировалось на Всесоюзной выставке в Лужниках. На основе этой картины затем было создано гигантское панно, которое украшает Дом спорта «Сормович», – писал журналист Э. Павлович.

К сожалению, панно на Доме спорта не сохранилось, чего не скажем о не менее интересном и знаменитом произведении «Быстрее, выше, сильнее». Оно заняло весь торец девятиэтажного дома на улице рядом со стадионом «Старт» в Московском районе, и это одна из самых больших мозаик в городе. Его заслуженный художник России создал к Олимпиаде-80.

Впрочем, время неумолимо, и, возможно, это произведение тоже бы кануло в Лету, если бы на региональном уровне не стартовал комплексный пилотный механизм по сохранению объектов монументально-декоративного искусства советского периода.

Реставраторы провели исследование панно, которое показало, что восстановление его без снятия невозможно. Оказалось, что в работе Валентин Любимов использовал экспериментальный клей, который со временем утратил свои свойства, и элементы панно начали осыпаться. Поэтому кварты, из которых состоит мозаика, были полностью демонтированы и отправлены в реставрационные мастерские в Ульяновской области, где утраченные элементы воссоздавались заново, а авторские укреплялись. Уже осенью 2024 года панно возвратили на своё изначальное место – жилой дом № 118 по улице Берёзовской.

«Мы получили документы и эскизы Валентина Любимова, благодаря которым полностью понимали задумку художника. Но для полноценной реставрации было необходимо не просто сварить смальту, а воссоздать советскую технологию её производства, чтобы и текстурой, и оттенками она соответствовала авторской. Были подняты технологии того времени, мы изучили различные источники. И теперь здесь на панно есть смальта авторская, а есть новая, но полностью идентичная исторической», – отметил художник-реставратор Никита Поляков. Вошли в реестр Работа по восстановлению мозаичных панно ведётся не только в Нижнем Новгороде, но и в районах области. Один из объектов, с которым сейчас работают специалисты, – как раз мозаика «Народное искусство» на фасаде ДК «Юбилейный» в Володарске.

Часть элементов демонтирована и перевезена в реставрационные мастерские, а часть – законсервирована на месте. Возвращение произведения запланировано на 2025 год.

Реставрируют мозаичные панно и в Дзержинске. В настоящий момент приводят в порядок мозаику «Подводный мир», которой в прошлом году исполнилось 45 лет.

Другое панно, включённое в программу по сохранению памятников советского монументального искусства, – «Дети мира». Оно создано на фасаде Дворца детского творчества в конце 60‑х годов и считается одним из первых в Дзержинске.

Всего только в городе химиков на сегодняшний день более 30 мозаик, 17 из которых считаются особо ценными.

«Такого количества мозаичных панно высочайшего уровня больше нет ни в одном муниципалитете. И их сохранение и восстановление станет одной из важных частей юбилейного плана к 100-летию города», – отметила министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова.

Известно, что в регионе создан единый реестр произведений советского монументально-декоративного искусства Нижегородской области и мозаичных панно, которые будут также сохранены и восстановлены.

Что касается жителей, то история и процесс реставрации мозаичных панно так увлекли и заинтересовали нижегородцев, что в социальных сетях они всё чаще делятся старыми фотографиями и своими воспоминаниями об этой удивительной части культурного наследия.

Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что советские мозаичные панно «Вдохновение» и «Муза» начали восстанавливать в Дзержинске.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх