Избиения, пытки, унижения в прямом эфире – так называемые треш-стримы заполонили интернет. Люди, которые их снимают, готовы пойти на любые зверства ради популярности и заработка. Бороться с любителями диких выходок решили на законодательном уровне. Но насколько действенным это будет? И что лежит в основе новомодного жестокого явления?
Разбираемся вместе с экспертами. «Герои» нашего времени Неделю назад соцсети облетел видеоролик с участием так называемой треш-стримерши из Нижнего Новгорода.На одном из интернет-ресурсов во время прямой трансляции женщина распивала пиво и параллельно посылала матом своего сына-школьника.
«В детстве тебе давала лещей, ты этого не запомнил, что ли?» – кричит женщина на сына, сопровождая всё это нецензурной лексикой.
«Заткнись и на меня не ори!» – ответил детский голос за кадром. В комментариях нашлось много сочувствующих именно матери, а не школьнику.
«Поэтому многие сейчас не хотят детей», «Он должен уважать маму», – посыпались комментарии.
А вот полицейские, разыскавшие героиню видео, усмотрели в действиях нижегородки правонарушение.
«В отношении 35‑летней женщины составлен административный протокол по административной статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Семья поставлена на профилактический учёт в отделе по делам несовершеннолетних», – сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Нижегородской области.
Ранее в эпицентре скандала на всероссийском уровне оказался блогер Сергей Косенко, который опубликовал видео, как бросает в сугроб своего двухмесячного сына. Сам блогер поспешил заявить, что бросил в снег не сына, а куклу, но общественность продолжает бушевать и требовать наказать Косенко. Расстройство личности В переводе с английского trash stream – мусорная или помойная трансляция. Во время такой трансляции блогер причиняет физический вред или унижает себя или других. Зрителям таких трансляций предлагают перевести блогеру деньги – так называемые донаты. За донаты подписчики могут давать блогеру задания, становясь тем самым участниками происходящего. К примеру, треш-стримерша из Белоруссии издевалась над животными, предлагая подписчикам самим выбрать способ пытки. Когда живодёрку рассекретили, она заявила, что на самом деле животным никакого вреда не причиняла, а только делала вид.
Понятие треш-стрима появилось в начале 2010‑х. По словам экспертов, их снимают люди с расстройствами личности.
«Их отличает столь невыносимое ощущение внутренней пустоты, что они готовы пойти на всё, лишь бы её заполнить. А также значительно сниженная или полностью отсутствующая эмпатия – сострадание к другим людям, – отмечает психолог Наталья Рачковская. – Чтобы заполнить внутреннюю пустоту, такому человеку нужна реакция других людей на свои действия, и совершенно неважно, будет ли это положительная или отрицательная реакция».
87% российских интернет-пользователей убеждены, что треш-стримы следует блокировать Фрики и шоу Само явление треш-стримов не является чем-то принципиально новым. К примеру, в Средневековье одним из немногих доступных развлечений были публичные казни. В XVIII – XIX веках люди с большим удовольствием ходили смотреть фрик-шоу в цирки уродов.
«Система современной коммуникации привела к эффекту социальной индукции: один человек сделал, второй повторил, и этот самый треш получает вирусное распространение, превращаясь из маргинального чудачества в приемлемое поведение», – отмечает социолог Александр Прудник.
Дело треш-стримеров живёт потому, что их активно поддерживает общество донатами, просмотрами.
«Треш-стримеры делают то, чего от них ждут, – говорит социолог. – Маргинальные типы людей всегда были и будут, проблема в состоянии общества, которое готово это принять и поддержать».
Но почему?
« Потребители такого контента зачастую обладают похожей структурой личности, что и автор, – говорит Наталья Рачковская. – Они идентифицируют себя с автором, а когда донатят, то чувствуют себя соучастниками и также получают эмоциональное возбуждение. Иногда это эмоционально незрелые личности, подростки, у которых ещё только развивается эмпатия, и со временем они имеют шансы перерасти увлечение треш-контентом». Преступление и наказание Бороться с треш-стримом решили на законодательном уровне. В конце января депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроекты об ответственности за треш-стримы.
Проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях предполагает штраф от 200 тысяч до 700 тысяч рублей для лиц, которые распространяют в интернете «фото- и видеоматериалы с изображением противоправных деяний, совершённых с жестокостью, их последствий, призывы к совершению указанных деяний».
Кроме того, предусмотрена конфискация оборудования, с помощью которого треш-контент был изготовлен.
А поправки в Уголовный кодекс предусматривают признавать демонстрацию в Сети преступления отягчающим обстоятельством.
«Этот законопроект, на мой взгляд, хороший повод задуматься о психологическом состоянии общества и ценностях, которые оно транслирует, – считает депутат Госдумы Юрий Станкевич. – Треш-стримы – это насилие. И людей, которые на этом зарабатывают, я по-другому, как негодяями, назвать не могу. Можем ли мы мириться с тем, что абсолютно абсурдные, уничижительные, отвратительные явления мы не просто воспринимаем как норму, а готовы тратить на это время и поддерживать негодяев. Настало время называть вещи своими именами и через ужесточение ответственности пресечь это явление».
Но по-настоящему побороть треш-стримы можем мы сами, перестав их смотреть и спонсировать.
Свежие комментарии