Театр драмы встретил лето премьерой «Ревизора». Он вернулся в репертуар спустя почти 70 лет после предыдущей постановки и удивил даже опытных театралов. Спектакль, поставленный столичным режиссёром Александром Мариным, знакомым нижегородским зрителям по новой постановке «Зойкина квартира», также создан в узнаваемой стилистике режиссёра, стирающего грани между временем и пространством.
От великого до смешного Смартфоны, офисные интерьеры, деловые костюмы, чёрные очки охранников – история, рассказанная Гоголем, в театре максимально приближена к дню сегодняшнему. Вслед за столичным режиссёром Сергеем Женовачом Александр Марин отправил героев в баню, но его баня почти условна. И коробки – не мраморные купели, и воды нет, хотя артисты делают вид, что плещутся и ныряют. Быть может, поэтому отмыться от грехов гоголевским героям так и не удаётся. А вот занести «ревизору» десяток чемоданчиков со взятками – вполне.В платья с кринолинами, мундиры, фраки, лосины, сапоги и треуголки герои переодеваются лишь на финальный бал – костюмированную вечеринку, которые сегодня так популярны в определённых кругах. На ней и происходит развязка, но не совсем так, как у Гоголя: режиссёр сделал неожиданные акценты даже в знаменитой немой сцене. Впрочем, текст комедии сохранён практически полностью. Только вот смеха в зале практически нет, и хрестоматийная фраза городничего «Чему смеётесь? – Над собою смеётесь!» звучит в полной тишине. И это тоже задумка режиссёра.
Александр Марин рассказал, что делал спектакль о дне сегодняшнем, и у него не было задачи сделать его комедией.
«У нас была задача – рассказать о том, что происходит здесь и сейчас, в 2025 году, на третий год СВО.
Это очень серьёзная тема. Все мы знаем, что «Ревизор» в своё время тяжело пробивался на сцену. Самому Николаю I пришлось дать разрешение на эту острейшую пьесу. И в наши дни не хочется сводить её к тому, чтобы собраться и посмеяться. Спектакль обращён к зрителям, которые должны понимать, где они находятся и что с этим дальше делать. Здесь смех другого свойства. Он интеллигентный, и когда я начинаю смеяться, я понимаю, зачем смеюсь», – объяснил режиссёр.Наш спектакль по сути – политический памфлет.
Александр Марин Сложная задача Актёры признались, что для них эта работа стала и большой радостью, и большой ответственностью. И они не сразу приняли осовременивание пьесы, но поверили режиссёру, пошли за ним в этом творческом эксперименте и в итоге открыли для себя заново с детства знакомый текст.
«В современном костюме играть Гоголя сложнее. Я долго не мог влезть в пиджак, потому что язык Гоголя тянет за собой, ведёт, чтобы ты лепил баки и фраки. Сам текст сопротивляется современному звучанию. Ну не говорят сейчас: «Покорнейше извольте пожаловать»! Ты надеваешь пиджак и начинаешь срываться на сленг, а тебе надо удержаться в гоголевском тексте! Это была одна из самых сложных задач. Но, кажется, у нас получилось», – рассказал исполнитель роли городничего Сергей Блохин.
Он признался, что эта роль стала для него вызовом.«Когда мне предложили роль городничего, я испытал удовольствие, счастье и в то же время страх. Для меня этот персонаж стоит в одном ряду с Гамлетом. Я видел десятки постановок «Ревизора», и у меня был жутчайший страх, потому что городничего играли великие артисты, и после них сложно найти что-то своё. Даже маленькую капельку своего. Я постоянно подходил к режиссёру, делился своими сомнениями, но он просто говорил: иди и работай! И мы потихоньку что-то выстроили, постоянно меняли акценты в монологе, пробовали его прочитать во все стороны – в положительную, трагедийную, смешную, никакую. И оно как-то само нашлось! Моя задача была сделать так, чтобы моего героя было хоть чуточку жалко… Я всегда своего персонажа пытаюсь оправдывать, каким бы он ни был. Надеюсь, это получилось», – поделился актёр.
Ещё сложнее пришлось исполнителю роли Хлестакова – его сыграл молодой артист Денис Гусев, и для него это был сложный опыт.
«Если честно, я не хотел играть эту роль. Я уже играл Хлестакова в театральном училище и, конечно, знал, что наш режиссёр и сам играл Хлестакова, а потом и Бобчинского-Добчинского в спектакле театра Табакова, и поэтому у меня был дикий страх перед этой ролью. Но Александр Владимирович терпел мой страх, давал шансы, и вроде бы что-то получилось», – скромно поделился актёр.
Впрочем, и первые зрители, и коллеги Дениса отметили, что он с ролью справился. Галерея образов Привычные герои в спектакле получили необычные черты. Окающий Осип – Олег Шапков – напоминает о Горьком и его Луке из «На дне». И вспоминаешь, что история «Ревизора» родилась на нижегородской почве, когда Пушкина в Нижнем приняли за проверяющего, осыпали милостями, а он рассказал эту историю Гоголю.
Анна Андреевна (Наталья Кузнецова), Марья Антоновна (Мария Ватлецова) и жена Луки Лукича, она же секретарша городничего (Маргарита Баголей), – словно три грации Рафаэля, смущают не только героев, но и зрителей в зале. Уморительны Добчинский и Бобчинский – Денис Волков и Александр Сучков. Точные оттенки своему герою – Землянике – придал Николай Игнатьев. Многогранный получился Лука Лукич – Иван Старжинский.
Весь гоголевский цветник образов сыгран ярко и узнаваемо. И несмотря на то, что действие комедии перенеслось вперёд почти на два века, «Ревизор» остаётся вечной классикой российской жизни.
Ближайшие показы состоятся 18 и 29 июня.
16+
Свежие комментарии