Быть подростком сложно, в голове бушуют гормоны, такое родное и знакомое тело становится другим. И что со всем этим делать, ребёнок не знает. Часто в этой ситуации теряются и родители. Видя, что ещё вчера их чадо веселилось, а сегодня проявляет агрессию или плачет без причины, взрослые начинают бить тревогу.
Как же правильно вести себя в период взросления подростку и его родителям и куда оборащатсья за помощью в сложной ситуации? Об этом корреспондент нашей молодёжной редакции расспросил детского психолога, писателя и руководителя центра «Пристань Авантюристов» Анну Мовшевич. - Анна Анатольевна, считается, что подростковый возраст с психологической точки зрения — самый неблагополучный период. И к ребёнку в эту пору почти невозможно найти подход. Согласны ли вы с этим?
- Подростковый возраст, на мой взгляд, — один их самых ответственных, важнейших периодов жизни. Потому что на этом жизненном этапе наиболее бурно формируется личность: ценности, установки. Тинэйджер пытается понять, кто он есть, что ему близко, а что неприятно. Он по-новому оценивает все, что до этого ему казалось незыблемым.
С тем, что это неблагополучный период, я не согласна. У этого слова какая-то неприятная коннотация. Я думаю, этот возраст — прекрасный, изумительный! Но именно от родителей часто и зависит благополучие подростков.
К сожалению, старшее поколение не всегда готово принять невероятные изменения, которые так бурно происходят со вчерашними детьми. Это вызывает конфликты, сложности. И именно страх взрослых перед подростковым возрастом часто и становится причиной этого неприятного ярлыка, который на отрочество налагают.
- Чем отличаются современные подростки? Сейчас много говорят о том, что у детей клиповое мышление, что они мало читают, а в формировании личности ключевую роль играет цифровая среда, в которой они растут. Это действительно так? Или подростки сейчас такие же, что и 20 лет назад?
- Вообще надо заметить, что подростковый возраст — это относительно новый конструкт. Внимание к этой поре жизни возникло совсем недавно, в начале 20 века. Поэтому сложно говорить о данном жизненном этапе, анализировать разные поколения — слишком недавно мы его наблюдаем. Мне как раз нравятся современные подростки – они более мягкие, воспитанные, вежливые. Уж точно лучше тинэйджеров моего поколения, меня самой.
Читают ли меньше современные подростки? И да, и нет. В массе своей с книгой взаимодействует меньше молодёжи, хотя есть те, кто читает так много, что взрослым и не снилось. С другой стороны, они умеют хорошо работать с информацией, намного лучше, чем мы в своё время.
Клиповое мышление, к сожалению, не выдумка, и это тяжёлая реальность нашего времени. Но им заражены, к моему глубокому сожалению все, и взрослые, и даже маленькие дети. То же касается и цифровой среды. Но я надеюсь, что именно наши современные подростки научатся сами и научат нас взрослых, как с ней обращаться и как из нее спастись
- Как найти ключ к подростку и как детям и родителям благополучно преодолеть этот период, когда ребёнок взрослеет?
- Я верю в две вещи. Первая — это ни в коем случае не смотреть на подростков свысока — как на тех, кто что-то ещё не понял. Учиться у них многому, открывать что-то вместе с ними. И отсюда вытекает вещь вторая — любопытство. Любопытство — это главное лекарство от всего!- А вас в профессию психолога привело именно любопытство? Ведь ваше первое образование — филолог.
- Моя первая встреча с психологией случилась в 16 лет. Я оказалась в юношеском лагере, и там для нас проводили психологические тренинги. Сейчас через двадцать с лишним лет, если вглядеться в эти воспоминания, мне кажется, что они были наивны, забавны. Тогда психология только входила в силу в России и всё же эти тренинги произвели на меня огромное впечатление! Я была просто заворожена. Но тогда, в одиннадцатом классе, не выбрала психологический факультет. Потому что к тому времени уже сдала досрочно экзамены на филологическое направление (в те годы, так можно было сделать). А ещё, надо признаться, что я испугалась биологии. Мой преподаватель, к сожалению, был ужасен. И страх перед ним перенёсся и на предмет.
Так или иначе, но сначала я пошла на филологический, и после окончания вуза даже некоторое время работала в школе учителем русского языка и литературы. Ещё я закончила аспирантуру, преподавала в университете и написала диссертацию о Марселе Прусте. А потом… Юношеская мечта победила. И однажды я просто отправилась снова поступать в вуз на психологический факультет.
Но мне очень важно заметить, что я довольна такой судьбой, рада своей филологической юности. Слишком много психологов воспринимают нашу работу как набор техник, методик. А тем не менее, человеческая голова остается самой большой загадкой.
- Но и литературу вы не забросили и даже написали книгу для родителей «Тайна Сиреневой Долины» о том, как найти подход к ребёнку и как преодолевать сложные ситуации с помощью терапевтических сказок. Как появился замысел?
- Книга — это давняя мечта. В какой-то момент пришло осознание, что мне хочется поделиться своим терапевтическим опытом по работе с детьми. Я к тому моменту поняла, что устала от взаимодействия с детьми. Это всегда требует невероятной энергии и включения. Так вот мне хотелось подытожить свой терапевтический опыт, поделиться всеми придуманными историями. А как они родились? Они создавались вместе с детьми на занятиях по сказкотерапии.
Егор Романов, редакция «МолодёжННо»
Свежие комментарии