«Служение Родине является одним из важнейших жизненных принципов гражданина России, особенно, если он становится общепринятым в стране, разделяется большинством граждан», — считает д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, оценивая процесс формирования новых элит.
«Служение ориентирует человека на приоритеты деятельности, которые учитывают не только личные заботы, но и то, что заботит государство. Мотивация служения возникает не на пустом месте, в её основе лежит вполне определённое социальное качество – гражданская идентичность человека, то есть осознанное восприятие себя в качестве действующего члена большого государствообразующего сообщества Российской Федерации.Безусловно, идентичность гражданина России формируется в сфере ратного труда, местом активного приложения которого в настоящее время выступает СВО. Но надо понимать, что более массовый вклад в обновление кадров даёт молодёжь, даёт новое подрастающее поколение, которое в этом году идёт в первый класс или идёт по ступеням знаний средней и высшей школы. Поэтому вопросы формирования идентичности гражданина России требуют повышения внимания к тому, как это делается в системе государственного образования.
Обсуждение в Государственной Думе в первом чтении закона «О внесении изменения в статью 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (14.05.2025) и ведущиеся по этому поводу открытые публичные дискуссии показывают, что стремление свести систему образования к ситуативно острой функции поставщика инженерных и рабочих кадров для промышленности оборачивается недооценкой другой фундаментальной миссии системы образования – миссии по формированию идентичности гражданина России.
Взаимосвязь гражданской идентичности и служения проста: если системе образования удалось сформировать у молодёжи идентичность гражданина, то служение Родине будет происходить на любом рабочем месте, на которое попадёт молодой специалист; если система образования не умеет в массовом, индустриальном масштабе формировать гражданскую идентичность, то действительного служения не будет, будет служение «через пень-колоду».
Что же может с гарантиями обеспечить продуктивную работу институтов образования на приоритет гражданской идентичности молодёжи? Такое обеспечение может дать только новая система гуманитарной подготовки в средней и в высшей школе, в рамках которой предстоит переориентировать учебно-воспитательные процессы с приоритетности изучения разрозненных дисциплин на приоритетность формирования, — через посредство такого изучения, — конечного социально значимого качества, гражданской идентичности. В этом новом формате гуманитарной подготовки, безусловно, появится ниша, которая обеспечит подключение к этому процессу и участников СВО, имеющих педагогическое образование, способность, склонности в образовательно-воспитательной работе с молодёжью.
Такой опыт уже был в нашей истории: после окончания Великой Отечественной войны многие участники были приглашены преподавать в созданной в конце 1940‑х гг. системе Высшей партийной школы (теперь это РАНХиГС). В связи с 80-летием Победы в Нижегородском институте управления – филиале РАНХиГС опубликована книга памяти обо всех преподавателях – участниках великой отечественной войны. Советский опыт воспитания нового гражданина на основе всеобщего среднего образования органично интегрировал в свою среду героев Великой Победы. Создание системы нового гуманитарного образования на основе движения ко всеобщему высшему образованию в современной России даст возможность такой же органичной интеграции ветеранов СВО в деятельность по формированию устойчивой гражданской культуры молодёжи, готовой воспринимать идею служения Родине».
Свежие комментарии