«Если развитие Арктики представляет российский национальный проект, то подходить к нему нужно не популистски, а прагматично и всесторонне, с учетом имеющихся у нас возможностей», — считает доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Сергей Кочеров, размышляя о том, что необходимо предпринять для ускорения развития арктического региона.
«С одной стороны, нужно провести необходимые работы по превращению Северного морского пути в торговую магистраль, которая способна конкурировать с железнодорожными и автомобильными перевозками. Для этого необходимо снижение тарифов, чего на данном этапе невозможно добиться без субсидирования грузоперевозок со стороны государства. С другой стороны, нужно развивать логистику Крайнего Севера, улучшать, а кое-где и создавать инфраструктуру, без которой Северный морской путь никогда не станет выгодным торговым маршрутом. Кроме этого, в Арктической зоне открыты месторождения редкоземельных минералов, необходимых для развития высокотехнологичных отраслей. Чтобы создавать современную инфраструктуру и добывать природные богатства из-под земли, нужны десятки тысяч людей, которые должны иметь стимулы для переезда в этот суровый край. Сейчас не время комсомольских строек, одними патриотическими призывами людей не привлечешь. Поэтому нужно предложить «северным переселенцам» такое сочетание материальных и моральных стимулов, которое подвигло бы их на переезд.Кроме этого, следовало бы более активно привлекать к участию в развитии Арктической зоны представителей коренного населения, привычных к условиям Крайнего Севера. В общем, создавая большие планы, нужно, прежде всего, думать о нуждах и смыслах людей, которые эти планы будут осуществлять. Большая стройка требует хорошо мотивированных строителей».
Свежие комментарии