Не каждый театр осмелится даже мечтать о постановке знаменитого романа Гончарова «Обломов». Но ТЮЗ давно не боится экспериментов. Разумеется, целиком перенести на сцену эпичное произведение – задача нереальная, так что спектакль получился скорее по мотивам классика. Но все основные идеи в нём остались.
Символы вокруг В первую очередь остался диван, который для многих читателей – символ жизни Обломова. Он занимает почти половину сцены, и на нём разворачиваются основные события романа. Причём далеко не каждый герой может с лёгкостью взобраться на этого символичного монстра, созданного художником спектакля Ольгой Сусловой.Дополняет диванную тему одеяние Обломова – нечто среднее между халатом и модным пару сезонов назад пальто-одеялом, из которого он так и не выбирается, как из кокона.
Экстравагантен и наряд Ольги – пышное, короткое, почти свадебное платье и тяжёлые военные ботинки. Символы здесь везде: и в огромной, выкрашенной в фиолетовый цвет ветке, «играющей» ветку сирени, и в гигантских вентиляторах над сценой, скорость вращения которых отражает характер настроения героев.
Полюбив, Обломов боится предстоящей боли расставания, поэтому его бездействие – протест, реакция на страшный мир.
Филипп Гуревич, режиссёр спектакля От и до Инсценировку романа для спектакля сделала Лара Бессмертная, показав историю Ильи Ильича от детства до последнего вздоха. Сыграл Обломова Игорь Авров – артист на пару десятков лет старше, чем его герой. Но уже после первой сцены с маленьким Илюшей, с которым трогательно общается маменька (Анна Энская), на это несоответствие не обращаешь внимания.
Актёр очень точно показал своего героя в разных ситуациях и настроениях, да так, что до самого финала испытываешь к нему только симпатию и сочувствие.Режиссёр спектакля Филипп Гуревич не прогадал в выборе исполнителя и расцветил спектакль своими фирменными приёмами от битвы света и тени до почти непрерывного саундтрека. Взяв знакомые каждому мелодии, он дополнил гончаровскую историю смыслами, близкими любому зрителю, но в то же время разными. А актёрам предложил существовать на грани эксцентрики.
Тут и словно выбравшаяся из зомби-апокалипсиса окровавленная Ольга (Кристина Кондрина), мажущая кровью оттолкнувшего её Обломова, и Захар (Фёдор Боровков), словно собачонка с поскуливанием исполняющий прихоти своего хозяина, и полусумасшедшие визитёры Обломова, которых сыграл Александр Чурбанов, ни разу не повторившись в трактовке образов. И, конечно же, роскошная Пшеницына – экстравагантная, яркая, с пшеничными косами до пола, впервые появляющаяся на сцене, алчно вгрызаясь в сдобный каравай.
И сразу понятно, на чьей стороне будет перевес… В Пшеницыной Обломов нашёл маменьку – на теме родительской гиперопеки и её последствий и строится вся история. Недолюбленные Маменькин сынок Илья ищет защиты и не готов стать защитником в отличие от Штольца – деятельного молодого человека с лёгкой рок-н-ролльной придурью. Владислав Тарнов в этой роли просто бурлит и кипит. Только вот нужен-то Ольге мягкий Обломов… И гигантский диван распадается, разъезжается на три части. И как бы их не собирали, по-настоящему целым он так и не станет, лишь превратится в неприступную стену, которую не преодолеть никому из героев.
Финал спектакля пронзительный и страшный. Здесь жаль всех, и непонятно, кто в этом виноват. Видимо, каждый.
Быть может, поэтому аллегорическое явление матери Обломова как будто отбирает у него жизнь – ту жизнь, что она дала ему, но так и не научила, как её прожить так, чтобы стать счастливым.
Сможет ли спектакль заменить школьникам прочтение книги? Конечно, нет, но понять душу Обломова и причины его поступков – вполне. И то, что им двигала вовсе не лень, а гораздо более глубокие и сложные чувства – тоже.
12+
Свежие комментарии