Волна сериалов о лихих 90‑х накрыла отечественный кинематограф. Сразу несколько картин о том непростом времени вышло на экраны за последнее время. Не успел отгреметь сериал «Слово пацана» Жоры Крыжовникова, как подоспели «Лихие» Юрия Быкова. На днях НТВ запустил криминальную драму «Пальцы». И на подходе «Дети перемен», со звёздами «Слова пацана» в главных ролях.
Чем вызвана эта мода на фильмы о 90‑х – ностальгией по тем временам или, наоборот, страхом их возвращения? И какие из них можно считать настоящей удачей, а какие являются откровенным провалом? Об этом мы поговорили с кинокритиком Вадимом Пономаревым. Своё время – Чем, на ваш взгляд, объясняется такой интерес кинематографистов к той поре? Дело в ностальгии, или в том, что сегодняшнее время по степени трудности напоминает 90‑е, или в чём-то другом?– Стоит напомнить, что фильмы или сериалы про 90‑е выпускались примерно всегда. «Брат» вышел в 1997 году, «Брат‑2» – уже в 2000 году. И они имели бешеный успех. Это было первое внятное переосмысление, если не считать попытки Владимира Меньшова с «Шырли-мырли» (неудачной, по мне), причём одной ногой ещё в 90‑х. «Бригада» вышла в 2002 году,«Бумер» в 2003 году, Алексей Сидоров и Пётр Буслов показали нам первое переосмысление уже после 90‑х.В 2005‑м Алексей Балабанов в «Жмурках» и вовсе превратил это дело в нуар-карнавал с чёрным юмором. И это если не вспоминать «Сёстры» Бодрова-младшего, «Москву», «Антикиллера» Кончаловского, «Кочегара» того же Балабанова. И уж совсем выводя за скобки такие феномены, как «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова и «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина.
Большинство кинематографистов активно жили в те годы, так чего же про это не снимать? Сериал «Бандитский Петербург» Владимира Бортко выходил с немалым успехом с 2000-го по 2007 годы, и ещё в 2018 году вышел сезон приквела к нему. Это долгоиграющая история.
Другое дело, что сериал «Слово пацана» дал такой неожиданный романтический флёр 90‑м, от которого все отвыкли. Он же был в «Брате» и «Бригаде», но затем от него отказались на десятилетия, потому что раны от пережитого были слишком сильны для тех поколений.
Но пришли новые поколения. Дали бандитской романтики, и оказалось, что для зрителя, не заставшего те годы, это снова работает! Потные ручки продюсеров алчно зачесались, и вот уже на подходе десятки новых сериалов в таком духе, о некоторых пока просто не объявлено.
– Кстати, некоторые считают появление таких сериалов чуть ли не госзаказом, призванным показать, как страшно мы жили когда-то, эдакое предостережение…
– Ностальгии по тем временам нет, потому что те, кто пережил их, а не лежит на кладбищах, её не испытывают. А вот мысль о сопоставимой степени трудности для людей не лишена здравого смысла.
Снова в городах звучат криминальные выстрелы, взрывают авто, исламисты устраивают теракты, часть территории страны не контролируется властями, да даже снова продукты воруют в магазинах. Пока это точно не 90‑е, но люди зеркалируют и переживают.
Поэтому эстетика криминальной романтики оказалась востребована как защитная реакция психики обычного человека. Это не стоит осуждать, это надо понять.
Что касается госзаказа, то это точно не так. Я вижу списки фильмов, которым утверждают госфинансирование, и там скорее что-то про победы в Великой Отечественной или древних славян против варягов. Пацан сказал – В чём, на ваш взгляд, был секрет оглушительного успеха «Слова пацана»?
– Этого успеха никто не ожидал, я уверен. Даже сам режиссёр Жора Крыжовников. Он-то снимал привычную для себя романтическую комедию с поп-музыкой аки «Самый лучший день» (его лучший фильм по сей день), а получилось вон оно что.
Зрители триггернули на посыл «у бандитов всегда романтика», да так, что даже финал пришлось переснимать для снижения этого градуса.
Да, никто этого не ожидал. Люди увидели в этом исконную мечту на справедливость, понятия, устои – стабильность в эпоху перемен. И поверили в это. Хотя ничего такого в сериале даже не закладывалось. Такого нет и не будет. Но сладкая сказка в духе «Золушки» или «Красотки» уже настоялась.
– Смогут ли «Лихие» повторить этот успех? Тем более, что многие считают Быкова гораздо более сильным режиссёром, чем Крыжовников.
– По первым сериям «Лихие» – полная противоположность «Слову пацана». Просто потому, что Юрий Быков прожил те годы, он всё видел. И он выстроил сериал, как хронику морального падения. Вот таким герой был в деревне, работящим и добрым. А потом из-за нехватки денег вынужден был стать бандитом. Никакой романтики, никаких иллюзий. Не знаю финала, но вряд ли он будет оптимистичным. Словили волну – Какие ещё недавние сериалы и фильмы на тему 90‑х вы могли бы отметить? Какие из них назвали бы откровенной неудачей?
– Мне кажется, неудач вообще нет. Каждый фильм или сериал показывал свою грань 90‑х. Да, где-то проседал режиссёр или актёрская игра, но все они были о реальности. Гораздо больше меня беспокоят романтические версии – вот там может быть и неправда, и откровенная ложь.
– Как долго тема криминальных 90‑х, по-вашему, ещё будет востребована у режиссёров, и главное – у зрителей?
– У продюсеров – пока будет коммерческий успех. У режиссёров – пока будет коммерческий успех и пока они будут готовы добавлять своего личного видения. А у зрителей – пока они сами не перестанут себя ощущать в ситуации 90‑х. Это очень индивидуально и пока не прогнозируемо.
– И как думаете, через сколько лет начнут появляться фильмы о нашем времени? Какого рода они могут быть – боевики, криминальные саги, военные драмы?
– Я уверен, что достойные фильмы про СВО появятся только после её окончания. В годы Великой Отечественной пытались снимать фильмы о войне, но все были неудачными, а вот комедию «Свинарка и пастух» или «Как закалялась сталь» видели многие. Хотя «Два бойца» 1943 года тоже хорош.
Но для меня первый честный фильм про войну случился в 1957‑м – «Летят журавли» Михаила Калатозова. А потом долгая пауза до 70‑х, где вышли «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Восхождение», «Горячий снег» и другие, завершившиеся грандиозной «Проверкой на дорогах» Алексея Германа. Там ещё жили свидетели тех лет.
Сегодняшнее время тоже требует переосмысления. Что-то удачное выходит про коррупцию, что-то про финансовые махинации в духе «Наследников», но чего-то всеобъемлющего пока нет. Я жду прорыва. Снято «Слово пацана» (18+) Сериал посвящён так называемому «казанскому феномену» – первой молодёжной ОПГ, появившейся на территории бывшего Союза.
Главный герой, 14-летний Андрей, заводит дружбу с одним из местных «пацанов», брат которого, бывший «афганец», руководит одной из группировок. И вот уже вчерашний домашний мальчик сбивает кулаки в борьбе за асфальт и своё место под солнцем. В итоге дружба и понятия о справедливости всё больше смешиваются с насилием и криминалом. «Лихие» (18+) В основу истории легли реальные воспоминания Евгения Демина. С 13 лет он вместе со своим отцом были штатными киллерами хабаровской ячейки ОПГ «Общак». Позже Евгений вступил в ОПГ Краба, который решился бросить вызов всесильному лидеру «Общака» и начать криминальную войну на Дальнем Востоке.
Через жизнь и драму отца и сына Тихомировых перед зрителем разворачивается целая эпоха, во всей жестокости и великолепии, с её взлётами, падениями и человеческими трагедиями. «Дети перемен» (18+) В центре сюжета – трое братьев от разных отцов. Их мать – водитель троллейбуса Флора – объединяет непохожих друг на друга сыновей в любящую семью. Но на дворе 1995 год, в воздухе витает запах быстрой наживы, открываются подпольные клубы и во дворах идут разборки не на жизнь, а на смерть. У каждого из сыновей Флоры появляются свои друзья и свои тайны. На фоне ветшающих ДК и закрывающихся заводов рушится и семья Флоры. «Пальцы» (18+) Пятеро друзей в 90‑х всегда и во всём были вместе – как пять пальцев на одной руке. 14-летние пацаны объединяются в банду и погружаются в опасный преступный мир родного города. Одно бандитское столкновение приведёт к неожиданным последствиям спустя почти 20 лет.Ранее на сайте Pravda-nn.ru назвали топ самых неудачных ремейков советских фильмов.
Свежие комментарии