Как вырастить в себе «умницу», чем опасен социальный лифт и почему искусственный интеллект никогда не заменит человеческий? Эти и другие вопросы задавали юные нижегородцы – участники и победители всероссийских гуманитарных олимпиад ведущему программы «Умники и умницы» Юрию Вяземскому на пресс-конференции в Нижегородском областном информационном центре.
Всероссийские олимпиады школьников входят в национальный проект «Молодёжь и дети». Искусственный интеллект не может творить Юрий Вяземский не только телеведущий, но и писатель, философ, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики Московского государственного института международных отношений.Многие нижегородские школьники смотрят его передачу «Умники и умницы» и мечтают принять в ней участие. На встрече с телеведущим они смогли задать ему самые волнующие их вопросы.
«По каким критериям вы определяете умного человека?» – поинтересовалась у ведущего «Умников и умниц» десятиклассница лицея-интерната «Центр одарённых детей» Юлия.
Ответ гостя был одновременно и ёмким, и аргументированным:
«Умный человек стремится к постоянному самообразованию,– подчёркивает Юрий Вяземский. – Из самообразования возник и Цицерон, и Пётр Первый. Наш президент тоже проделал колоссальную работу, чтобы понять, что такое Россия, какие опасности её подстерегают и как их устранить. А вот глупые люди не меняются со времён Древнего Египта, меняется только мода, которой они подражают».
Поинтересовались юные нижегородцы и мнением мэтра относительно перспектив искусственного интеллекта – сможет ли он когда-нибудь заменить человека.
«Об искусственном интеллекте я узнал ещё в детстве от своего отца, известного учёного-биофизика, получившего Государственную премии СССР за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека, – говорит телеведущий. – Искусственный интеллект правильнее было бы называть искусственным подсознанием. Как известно, у нас есть сознание – это то, что позволяет нам принимать решения, сверхсознание – это интуиция, юмор, ощущение красоты. И подсознание, в котором запечатлевается всё произошедшее с человеком. У искусственного интеллекта нет предчувствия, интуиции, креативности. Когда искусственный интеллект начинает креативить, он начинает идти «не туда». А ещё искусственный интеллект никогда не скажет, как Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Социальная лестница лучше социального лифта Многие из ребят, присутствовавших на встрече, являются победителями и призёрами всероссийских олимпиад по иностранным языкам, поэтому эта тема оказалась особенно актуальной для них.
«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек», – процитировал Энгельса Юрий Вяземский. – Без языка невозможно полное восприятие страны. Я знаю пять иностранных языков, сейчас учу испанский».
Интересовало десятиклассников и отношение Юрия Вяземского к ЕГЭ. Юрий Павлович был дипломатичен, отметив и важность подготовки к экзаменам, и опасности формального подхода к образованию.
«При подготовке к ЕГЭ школьники заучивают определённые темы, но не видят взаимосвязи и исторического пространства в целом, – отмечает он. – ЕГЭ – это социальный лифт, но лифт может пойти не вверх, а вниз, в подвальные помещения, где можно заблудиться. Гораздо надёжнее социальная лестница, когда ты сам поднимаешься по каждой ступеньке вверх».
По просьбам ребят гость раскрыл также секрет, как находит для передачи одарённых детей: в этом помогают министры образования регионов, университеты и центры одарённых детей.
А на вопрос, как он оценивает роль семьи в воспитании талантливых школьников, ответил подчёркнуто лаконично:
«Родители – это всё! Мама, бабушка – это наша Родина».
Нижегородские школьники были в восторге от встречи.
«Мне показалось удивительным, что Юрий Павлович тоже изучает испанский язык. Встреча была очень интересной. Понравились дружелюбие, жизнерадостность и чувство юмора такого известного человека, который является для меня примером в стремлении к знаниям», – говорит участница финального этапа Всероссийской олимпиады школьников по испанскому языку, десятиклассница гимназии № 1 Нижнего Новгорода Мария Муратова.
«Было удивительно увидеть человека-легенду не по телевизору, а совсем рядом и даже иметь возможность задавать ему вопросы. Он очень много знает, и хочется тоже к этому стремиться. Из этой встречи я вынесла для себя очень важные вещи. Юрий Павлович зарядил меня мотивацией и дальше развиваться», – поделилась призёр регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и мировой художественной культуре, десятиклассница гимназии № 50 Елизавета Демешкина.
Победители представят Нижегородскую область на федеральном этапе интеллектуальной игры «Умники и умницы» в Москве. С победой! В этот же день Юрий Вяземский принял участие в съёмках финала регионального этапа Всероссийской гуманитарной олимпиады, победителями и призёрами которой стали пять нижегородских школьников.
Абсолютным победителем региональной телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Нижегородские умники и умницы» стал Кирилл Беляков из школы им. Н. И. Лобачевского Дзержинска.
«С детства я смотрю передачу «Умницы и умники» и всегда хотел побывать на олимпиаде у Юрия Вяземского в Москве, – сказал победитель. – Когда я узнал, что проходит региональный этап, начал усердно готовиться: многочисленные походы в библиотеки, чтение книг, ведь каждый вопрос подразумевает изучение отдельной мифологии. Я не ожидал, что у меня получится достичь такой высоты, но я искренне рад и горд».
Всего в этом году на участие в региональном этапе Всероссийской гуманитарной олимпиады от нижегородцев было подано около 100 заявок из 18 округов Нижегородской области.
Свежие комментарии