
В русской языковой культуре «пряник» не просто слово. Он издавна являлся символом поощрения, особого блага, достатка, чего-то желанного, но труднодостижимого. Это и неудивительно. Создать настоящий пряник совсем не просто. И особенно сложно тем мастерам, которые, развивая своё дело, ищут собственный неповторимый почерк.
Запечённая летопись Татьяна Догадина из Балахны создаёт не просто авторские пряники, из-под её рук выходят настоящие сувениры. Найти свой стиль в пряниках очень не просто. Однако Татьяне это более чем удалось.В последние годы кондитеры отмечают новый виток популярности авторских пряников. От самостоятельного блюда сладкое лакомство переходит в разряд декора: их используют для украшения тортов, пирожных и других кондитерских изделий. Остаются пряники и оригинальным подарком. Но вот многие ли работают на стыке кулинарии и архитектуры? Догадина же стала пекаремстроителем, превращая пряник в настоящее гастро-архитектурное чудо.
У хорошего мастера есть много способов показать себя патриотом малой Родины. Татьяна тоже именно у себя в Балахне черпает вдохновение. Она любит свой город, следит за модными тенденциями в кулинарии и считает, что её дело может сочетать кондитерское мастерство с краеведением.
Рассказывать о родном крае в картинах художники научились давно. А как вам идея рассказать о малой родине в тортах или пряниках? Недавно смелый замысел балахнинской умелицы поразил даже Владыку Георгия. Думается, митрополит Нижегородский и Арзамасский, прибыв на традиционный фестиваль ремёсел в Хирино, никак не ожидал в числе прочих работ увидеть точную копию Хиринского храма, построенную из пряников в глазури.
Глава митрополии не скрывал восхищения. С мыслью о вечном Татьяна пришла в кондитерское дело 15 лет назад. Начала, как и многие девочки, с тортов. Но с недавних пор главной темой в её кулинарном творчестве стали именно пряники. Как она сама утверждает, есть у традиционного лакомства это свойство – затягивать. Пряник создавать интереснее, чем торт. Тут всегда есть простор для чего-то нового. Эта уникальная ниша не даёт перегореть на обыденности. Захватила умелицу идея создать особую серию пряничного храмостроительства.В мире, где стал главенствовать принцип одноразовых вещей, люди, останавливающие время, уже уникальны. Такие мастера не спешат. Они лепят, вырезают, собирают вручную с мыслью о вечном, с молитвой.
Отрабатывая технологию, мастерица уже «построила» две балахнинские церкви из пряников. Хиринский Предтеченский храм стал третьим в серии. Дело это, прямо скажем, не простое. От идеи до воплощения прошёл месяц. Одних только деталей требовалось выпечь не одну сотню. Усложняло задачу то, что в Хирине Татьяна прежде не бывала и храм вживую не видела. Строить же по фотографиям, где трудно рассмотреть детализацию, это как быть первопроходцем. А храм этот необычный, не похожий на другие. К примеру, тут множество наружных лестниц, каждую из которых Татьяна с ювелирной точностью воссоздавала. Это очень красиво, но чрезвычайно сложно. Кстати, лестницы кондитер специально ни глазурью, ни кремом не покрывала, чтобы всем было видно – они действительно пряничные.
Работа только ручная. Как говорит Татьяна: «Мне машины не помогают ни в чём. Они просто не могут. Пряничное тесто рождается исключительно из-под руки». Приснившийся чертёж Точная, до мельчайших деталей, копия храма из архангельского «козульного» теста, что веками пекли на Севере. Лестницы, купола, арки – всё это вкусно и аппетитно. Впрочем, быть съедобным не значит быть съеденным. Татьяне хочется «чтобы люди подошли, порадовались, посмотрели на необычное творение». В этом – суть её ремесла. Она не просто кондитер.
Конечно, если ты взялся выпекать не просто печенье с глазурью, а трёхмерные скульптуры, требующие чертежей, расчётов, терпения, нужно где-то черпать идеи. Оказывается, они находят мастера сами:
«Часто ночью просыпаюсь – и в голове уже стоит готовый пряничный храм, – признаётся Татьяна. – Сна как не бывало, бегу записывать, пока не забыла».
Конечно, и по сей день находятся те, кто сетует: «Зачем святое из еды делать?» Таким «ревнителям» можно напомнить, что Владыка Георгий, увидев пряничный храм, остался творческим замыслом балахнинской умелицы весьма доволен. А для Татьяны это – высокая награда.
«В моей работе нет кощунства, – отметает она наветы. – Есть только мастерство, душа, труд. И любовь к родной земле».
Соглашусь. Татьяна Догадина не просто печёт пряники. Она строит мосты – между поколениями, между искусством и верой, между прошлым и будущим. И пусть конструкции эти не из камня, а из теста, сахара и любви, но ведь от этого они не менее прочные. Кондитерская педагогика Секретов мастер не скрывает. Наоборот, она проводит множество мастер-классов, на которых хочет научить ремеслу как можно больше заинтересованных ребятишек и взрослых: «Дело не в деньгах. Их всех не заработаешь. А вот радость творчества – подарить можно». В этом она проявляет себя как педагог и как популяризатор истории малой родины.
«Хочу уже начать кулинарно-исторические мастер-классы, – делится замыслами мастерица. – Пусть дети и взрослые сами лепят по кирпичику – то есть по малой детальке. А потом мы вместе соберём храм и подпишем: «Создано руками жителей Балахны». А перед сборкой обязательно нужно провести мини-лекторий об истории храма. Пусть патриотизм, любовь к родной земле рождается не в лозунгах, а в простых маленьких делах. Пусть ребёнок потрогает историю своего города руками, так он запомнит её навсегда».
Отличная идея. Вот только проводить занятия и хранить солидные экспонаты негде. Поэтому у Татьяны созрел план: открыть в Балахне пряничный музей-практикум. В нём мастеру-педагогу и ребятне, желающей перенять секреты ремесла, будет удобнее строить из теста новые мосты между верой, историей и детством.
Получится ли у пряничной волшебницы реализовать мечту, покажет время.
Александр КУРИКОВ.
Свежие комментарии