Маркетплейсы стремительно вытесняют розничные магазины. По предварительным прогнозам, их доля на рынке в ближайшие несколько лет вырастет на треть. И это при том, что за последние годы их вообще стало больше 70%. Неужели «Вайлдберриз» и «Озон» вытеснят торговые центры? А шопинг окончательно перейдёт в онлайн-формат?
Или у розничных магазинов есть шанс отстоять своё место на рынке? Поисковой запрос Маркетплейсы уверенно завоёвывают своё место на рынке торговли. Только в 2024 году их доля в онлайн-торговле превысила 70%. Люди больше не ходят по магазинам брендов или торговых центров. Теперь они сразу ищут товары на Ozon, Wildberries или Яндекс.Маркете.Расцвет популярности маркетплейсов пришёлся на 2020 год, когда из-за коронавируса все были вынуждены сидеть дома, а покупать вещи всё же было нужно. И тут оказалось, что у такого вида шопинга немало преимуществ.
«Пандемия стала катализатором, но успех маркетплейсов строится на фундаментальных преимуществах, – поделилась эксперт экономического факультета РУДН Ирина Пугачёва, – невероятном выборе в одном месте, конкурентных ценах за счёт борьбы продавцов и скорости доставки, которая превратила шопинг в мгновенное удовлетворение потребности. Удобство единой корзины, отзывов и возвратов создало беспрецедентный пользовательский опыт».
На маркетплейсах порой можно найти те же товары, что и в розничных магазинах, но куда дешевле. Это касается как одежды, так и книг, бытовой техники и средств гигиены.
По прогнозам статс-секретаря и заместителя главы Минпромторга Романа Чекушова, в ближайшие пять-шесть лет доля маркетплейсов может вырасти до 30 – 35%.
И это вовсе не предел.Такой стремительный захват рынка не слишком хорошо сказывается на розничной торговле. Серьёзное давление испытывают магазины одежды, книг, точки с товарами для хобби и творчества.
Например, за год сеть «Книжный лабиринт» закрыла около 90% своих точек. Заказать книги куда быстрее и дешевле можно онлайн. К тому же в самом книжном не всегда может быть нужная тебе книга, а вот в каталогах маркетплейсов выбор куда шире.
По информации издательства «Эксмо-АСТ», продажи книг на маркетплейсах за восемь месяцев 2025 года выросли на треть, в то время как в офлайне – всего на 0,9 – 2,4%. Аналогичная ситуация в ритейле одежды и обуви, где с прошлой весны исчезли сотни магазинов. Витрины магазинов Несмотря на то что «Вайлдберриз» и «Озон» стремительно обгоняют розничные магазины по продажам, вряд ли они их заменят целиком.
«На мой взгляд, полностью вытеснить розничные магазины онлайн-формату не удастся, так как физические точки выполняют важную социальную функцию, – считает Ирина Пугачёва. – Сейчас роль обычных магазинов неизбежно трансформируется в сторону шоурумов, мест для получения тактильного опыта и развлечений, где покупка перестаёт быть единственной целью».
Чтобы противостоять онлайн-магазинам, обычным магазинам необходимо предложить покупателям что-то особенное, чего в интернете не найти.
«Шанс остаться на рынке есть у нишевых магазинов с уникальным ассортиментом, глубокой экспертизой и безупречным сервисом, которые создают эмоциональную связь с клиентом, – поделилась эксперт. – Им стоит делать ставку на персонализацию, эксклюзивные товары, которые нельзя найти на маркетплейсе, и превращение покупки в персональное обслуживание, чего не может предложить массовый онлайн-формат».
Массовое закрытие торговым центрам из-за роста влияния маркетплейсов, по мнению эксперта, пока не грозит. Ведь они уже давно предлагают не только чистый шопинг, но ещё и разнообразный формат досуга и услуг – от разного рода кафешек до спортзалов и бассейнов.
«Угроза сокращения их числа реальна для устаревших форматов, выживут те, кто станет многофункциональными центрами притяжения с ресторанами, кино, спортивными залами, медицинскими и образовательными центрами, где покупки – лишь одна из целей визита», – уверена Ирина Пугачёва.
Тем более, что не все вещи можно приобрести на маркетплейсах.
«Спокойно покупать онлайн можно стандартизированные товары, чьи характеристики не требуют примерки или личной оценки: электроника, книги, бытовая химия, косметика проверенных брендов, – объяснила эксперт. – Осторожность стоит проявлять с товарами, где важен тактильный контакт, индивидуальная посадка или сложная сборка: например, дизайнерская одежда, люксовая бижутерия, автомобили или мебель на заказ, где высок риск несоответствия ожиданий и качества».
Бояться, что розничные магазины окончательно канут в прошлое, не стоит, но и без поддержки их оставлять нельзя. Однако это не значит, что нужно ограничивать работу маркетплейсов – например, устанавливать лимит на скидки, как, например, предлагают некоторые законодатели.
«Вместо искусственных ограничений, которые могут замедлить развитие цифровой экономики, эффективнее создавать равные условия конкуренции, например, в налогообложении, – поделилась Ирина Пугачёва. – Лучшая помощь традиционному ритейлу – это поддержка его цифровизации и стимулирование к инновациям, чтобы он мог предложить ту самую уникальность, которую не скопируют крупные платформы».
Так что в ближайшее время торговые центры не вымрут окончательно, но их количество действительно скоро может сократиться.Ранее на сайте pravda-nn.ru рассказывалось, на какие уловки идут маркетологи, чтобы заставить покупателей тратить больше.
Свежие комментарии