«В России День молодёжи следует непосредственно за Днём народного единства, а потому он принимает «эстафету» народного единства в среду молодёжного единства для сохранения, улучшения, защиты российской государственности, для социального развития нашего общества», — считает д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, оценивая современное положение молодежи в обществе.
«Молодёжь России представляет около 190 этно-национальных сообществ, она говорит на более чем 270 языках и диалектах, расселена по всем 89 субъектам федерации, наконец, российская молодёжь входит в трудовой возраст, распределяясь по социально-классовым группам частного коммерческого предпринимательства, наёмного работника предприятий различной формы собственности, государственного/муниципального служащего, активиста «третьего сектора». Такова краткая характеристика молодёжного ландшафта России, который в рамках начавшегося президентского политического цикла предстоит охватить силами федеральной молодёжной политики.Общегосударственную молодёжную политику, в т.ч. её региональные измерения, видимо, необходимо ориентировать на формирование тех социальных качеств солидарности, которые сделают молодёжь частью российского государствообразующего сообщества в двадцать первом веке. В частности, пора конкретизировать задачи по формированию системы идентичности гражданина РФ, которые обычно упрощают до «планов военно-патриотического воспитания».
В комплексную формулу идентичности гражданина России входят элемент общероссийской гражданской идентичности, элемент этно-национальной идентичности, элемент региональной идентичности, элемент мировоззренческой (религиозной или светской) идентичности и элемент семейной идентичности.
Опыт СССР показал, что обеспечить устойчивость такой сложной формулы идентичности не просто. Сейчас решение подобной задачи требует активного научного сопровождения. Иное дело – политика поддержки конкретных форм проектно-творческой самореализации молодёжи. В этой части все известные форумы «Территория смыслов», «Таврида», «ШУМ», «Машук», «Амур», «Экосистема» и др., которые объединяют 50 тысяч очных, 300 тысяч онлайн-участников из 24 регионов, — это хороший задел. Перспективу же на период президентского цикла 2024 – 2030 гг. необходимо измерять показателями, которые опираются на генеральную цифру: по данным Росстата, численность россиян в возрасте с 14 по 35 лет составляет 38 миллионов человек. Имеющийся задел по форумным социальным лифтам «грузоподъёмностью» в 350 тыс. чел. даёт шанс примерно для 1% генеральной совокупности. Приоритетные показатели по мерам обеспечения условий для творческой самореализации молодёжи, видимо, целесообразно ориентировать на амбициозные цифры уровня 50%, с тем, чтобы к рубежам 2050 гг. достичь уровня, когда все 100% молодёжи получат возможность пользоваться работающими социальными лифтами.
Свежие комментарии