На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

207 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    На сегодня что то прогнозировать, нет смысла. Ситуация непредсказуемая ни в политике, ни в экономике. Все будет завис...Экономист Лазарь ...
  • Эльдар Алиев
    🙏🙏🙏🙏🙏👍Храм, посвященный...
  • Ника
    Нужен закон об ограничении продажи земли. Иначе, русским не останется русской земли. У западных фермеров слюноотделен...Глеб Никитин возг...

Экономисты и бизнесмены обсудили последствия повышения ключевой ставки

Ключевая ставка продолжает пугающе расти. На октябрьском заседании совет директоров Банка России принял решение повысить её до 21% годовых. По мнению ЦБ, это должно снизить инфляцию и укрепить рубль, но некоторые экономисты считают, что высокая ставка ведёт к подорожанию кредитов как для простых граждан, так и для предприятий, а следовательно – к замедлению экономического роста.

За и против взвесили на VII форуме «Финансовые инструменты для бизнеса», который традиционно состоялся на площадке Торгово‑промышленной палаты Нижегородской области. Проявили жёсткость Интерес к финансовому форуму в этом году был велик как никогда. На него зарегистрировались свыше 400 человек. Зал был забит до отказа, что неудивительно, ведь главной темой форума стала денежно-кредитная политика Центробанка, который вот уже много месяцев упорно повышает ключевую ставку.

Советник председателя Банка России Кирилл Тремасов, выступая на сессии форума, напомнил, что с осени 2022‑го до середины 2023 года ставка держалась на низком уровне 7,5%.

«Низкая ставка оказала стимулирующее влияние на экономику и позволила ей быстро восстановиться после того провала, который был во втором квартале 2022 года», – рассказал он.

Экономика росла, но одновременно стало нарастать инфляционное давление.

Среди причин разгона инфляции – высокие темпы корпоративного кредитования, а также действовавшая до середины года льготная ипотека. Ещё один фактор – дефицит кадров.

«Мы видим, что безработица остаётся на рекордно низких уровнях: 2,4% – в целом по стране, 1,3% – в Нижегородской области, – отметил Кирилл Тремасов. – Дефицит кадров по всем отраслям сказывается на динамике зарплат – это издержки для бизнеса, ограничения в возможностях развиваться и важный проинфляционный эффект».

Важнейшую роль при принятии решения по ключевой ставке, отметил советник председателя ЦБ, сыграли бюджетные факторы.

«Мы получили в конце сентября проект бюджета на следующую трёхлетку, в котором заложено увеличение расходов на полтора триллиона рублей. Это, по сути, новые деньги в экономике, дополнительный спрос и, соответственно, проинфляционные последствия, – сказал Кирилл Тремасов. – Также было объявлено о повышении утильсбора, что приведёт к повышению стоимости легковых автомобилей. Тарифы ЖКХ, которые планировалось повысить на 5,8%, будут повышены на 11,9% в следующем году. Для нас это тоже важный проинфляционный фактор, влияющий на принятие решения. Ещё один важный момент – высокие инфляционные ожидания, что также оказывает сильнейшее влияние на экономику. Поэтому, повышая ключевую ставку, мы констатируем, что экономика остаётся в состоянии перегрева. Если в этих условиях продолжать стимулировать спрос, то мы можем получить гиперинфляцию, и всё закончится жёстким кризисом. Поэтому мы нацелены снизить инфляционное давление и вернуться на траекторию сбалансированного роста экономики». Непростое положение С оценками ЦБ согласны не все.

«Темпы роста, которые показывает сегодня российская экономика, я бы не назвал какими-то драматически высокими. 3,6% – это, прямо скажем, не предел мечтаний, – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков. – В истории нашей страны был довольно продолжительный период, с 2000 по 2008 годы, когда экономика показывала значительно более высокие темпы роста – в среднем на 6%. При этом мы имели высокую инфляцию порядка 15% каждый год. В гиперинфляцию мы тогда не скатились. Все хорошо помнят, что уровень жизни в этот период вырос драматически».

А в состоянии перегрева, тем временем, оказалась не только российская экономика, но и зал ТПП. Подавляющее большинство присутствующих – представители предприятий и индивидуальные предприниматели. Для них повышение ключевой ставки болезненно, поскольку влечёт за собой подорожание кредитов. А это важный ресурс развития.

«В нынешних условиях все инвестпрограммы встали на стоп-кран. – заявил генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Александр Аносов. – Вчера у меня была встреча с производителем сельхозтехники. Где-то за полгода на 16 – 17% меньше будет производиться отечественных тракторов. Примерно такая же ситуация будет по комбайнам, зерноуборочной технике. Потому что невозможно производить оборудование, когда кредит под 30%».

Бизнес, подтверждает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий, действительно оказался в очень непростом положении.

«Бизнес – это возможность предвидеть будущее и на этом сделать деньги, но при такой кредитной политике будущее увидеть невозможно, – сказал он. – Ко мне приходят десятки предпринимателей, которые говорят: «Я кредитуюсь, потому что вынужден перекредитовываться. Я никогда не думал, что с моей рентабельностью буду брать кредит снова и снова». Не выдержат ни сельское хозяйство, ни промышленность». Игра на понижение В ЦБ подчёркивают: уровень процентных ставок в экономике не зависит целиком и полностью от ключевой ставки.

«Что такое ключевая ставка? Это стоимость коротких денег. Под эту ставку банки кредитуют друг друга на овернайт и на одну неделю, – сказал советник председателя Банка России. – Но среднесрочные и долгосрочные ставки зависят не только от ключевой ставки. Банки не будут кредитовать бизнес под низкий процент, если в стране высокие инфляция и инфляционные ожидания. Поэтому стоимость длинных денег в экономике, доступность инвестиционных ресурсов – это в первую очередь низкая инфляция и низкие заякоренные инфляционные ожидания».

Представители банков подтверждают: рассчитывать на низкие ставки по кредитам не приходится.

«Кто-то продаёт металл, мы – деньги, – объяснил управляющий банком ВТБ в Нижегородской области Всеволод Евстигнеев. – Это рынок, мы не смотрим на Центральный банк. Вернее, смотрим, и если ЦБ сделает ставку 3%, мы, конечно, побежим и постараемся всё под 3% забрать, чтобы отдать в рынок, и заработаем не полтора свои процента, а 15».

По мнению экспертов, остаётся только ждать.

«Ставка вернётся к своему нейтральному уровню, когда инфляция вернётся к цели, – сказал Кирилл Тремасов. – По прогнозу ЦБ, в следующем году среднегодовое значение ключевой ставки – 17 – 20%, в 2026‑м – 12 – 13%. Возвращение к нейтральному уровню 7,5 – 8,5% – в 2027 году».

В ЦБ не исключают дальнейшего повышения ключевой ставки.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх