
Современная кузница — это скорее творческая мастерская. Она остаётся не только центром сохранения ремесла, но и народных традиций. Несмотря на обилие новых методик и инструментов, многие мастера порой предпочитают работать по старинным технологиям. В мире огня Как и века назад, в кузнице царствует живой огонь, обволакивает жар раскалённого металла, в руках богатыря — кузнечный инструмент.
Не надо думать, что кувалда или молот — грубый инструмент. Мастер может быть настоящим ювелиром. Любой подсвечник и даже гвоздь можно выполнить в технике ювелирной ковки. Каждое изделие уникально, в нём частичка души и теплота рук мастера.
Кузнец Дмитрий Стрюков вообще-то специалист по контрольно-измерительным приборам, а в мир стали и огня его привела любовь к искусству. Практически каждое его изделие, как и положено авторским ручным работам, существует только в одном экземпляре. Не повторяются даже парные вещи. Взять хотя бы модный подарок на свадьбу или 8 Марта — кованые розы. Эти украшения, как в природе, хоть лепесточком, но отличаются друг от друга.
«Очень доволен своим выбором, — делится Дмитрий. — Кузнец — профессия востребованная, она не уходит и вряд ли когда исчезнет. Людям нравятся красивые вещи. Они приходят в кузню и рассказывают о своих мечтах, мы эти желания исполняем, так что работа сродни волшебному исполнению желаний».
Сегодня Дмитрий трудится в кузнице, которую они с друзьями основали в Нижнем Новгороде. Больше десятка лет занимаются профессиональной ковкой, делая всё, что можно выковать из металла, умело сочетая его с деревом, стеклом, камнем.
Любовь к металлу у мастера проявилась ещё в детстве.
Мальчишкой в деревне он в банной печи калил и расковывал гвозди, устроив там импровизированную кузницу. Нравилось создавать новые вещи из, казалось бы, неподатливого, твёрдого материала. Для работы сам собрал первый горн, научился делать первые ножи.Но ремеслу надо было учиться. С этим вышло почти как у чеховского Ваньки Жукова. Парень просто пришел в кузницу к мастеру, тот сказал: «Зарплату платить тебе не могу, но могу научить». Три месяца Дима осваивал азы, а уж затем начал самостоятельно работать и, продолжая учиться, получал собственные заказы.
Спросом пользуются и сувениры, и ковка для быта. Модными стали кованые лестницы в домах. Интерьерные изделия — молоточки, совки, кочерёжки, авторские ручки для дверей — становятся всё более популярными у горожан, скучающих по народной культуре. Заядлые банщики дорогу в кузницу давно протоптали. Для них мастера целую банную серию готовят — от котлов до «светцов», ажурных держателей лучины.
Бывают и совсем необычные заказы. Как-то собачники-энтузиасты попросили выковать лёгкие северные сани — нарты. От кольчуги до боевых топоров Впрочем, и Дмитрию необычные увлечения не чужды. Ему близка историческая реконструкция, становление Руси, её история IX-XI веков. Коллеги по клубу «ВИК Черноречье» очень рады приходу профессионального кузнеца.
На одну кольчугу может полгода непростого труда потребоваться, порой плетение очень кропотливое. А тут, кроме вязания кольчуг, надо оружие делать: от гвоздей для щита до боевого топора. Вся походная амуниция — от костровых чаш и столовых принадлежностей до котлов — тоже кованая. Дело это не каждому по плечу — попробуй-ка выковать походную вилку.
На этнофестивалях и исторических реконструкциях Дмитрий Стрюков всегда в особой роли — в костюме свободного горожанина-кузнеца. Дима говорит: «Не все руки, что куют мечи, достают их из ножен». Ему железяками на ристалищах размахивать некогда, вокруг выездной кузницы всегда много любопытствующих.
Мастеру наставничество не в новинку. В кузню часто приходят школьники, для которых умельцы с удовольствием проводят мастер-классы. На ярмарках ремёсел и городских фольклорных праздниках они тоже всегда званые гости.
Конечно, на оборудовании выездной кузни можно сделать немногое — это скорее ремесленное шоу. Но желающих Дмитрий может научить выковать гвоздь для подков или сами подковы. Мастер со знанием дела рассказывает, какие кузнечные инструменты прошли сквозь века, какие изделия в походном быту были нужнее всего. Люди обычно просят показать начальные навыки кузнечного ремесла. Многие потом и на мастер-классы в кузню приходят не по разу. Традиции не забыты «Фольклорные праздники порой помогают возродить забытые традиции, — рассказывает Стрюков. — В последние годы появилась вдруг мода на кресала. Увидев у нас на реконструкциях такие забытые предметы, люди стали этим увлекаться. Такая «вечная спичка» лет пять уже пользуется повышенным спросом. И хорошо: мы довольны тем, что наша работа помогает продвигать практическую историю в массы. Мы ведь подолгу «сидим в книжках», по музеям и архивам ездим, так что приятно, когда после общения с нами люди начинают интересоваться историей».
Иногда заказывают кованые розы как свадебный подарок. Это тоже в русле русской исторической традиции. На Руси бывало, что и свадьбу в кузнице играли — это традиция мастеровых. Обычные же молодожёны после венчания приходили к кузнецу, чтобы вместе сковать собственную первую подкову как символ семейного счастья. Возможно, кузнечные свадьбы у нас впереди.
Александр Куриков
Свежие комментарии