На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Очень хотела посмотреть этот фильм, знала, что Кончаловский внесёт свой взгляд на героев фильма, личное отношение к т...Кинокритик Понома...
  • Taurus Zmei
    Пока за каждый пук будут спрашивать разрешение у Путина ни чего не измениться, проще отсидеться втихаря.Владимир Путин по...
  • Любовь Гришук
    Какая значимая работа Госдумы......В Госдуме уточнил...

Выставка религиозной живописи Виктора Васнецова открылась в Нижнем Новгороде

В самом сердце Нижегородского кремля, в Манеже, открылась выставка «Виктор Васнецов. Радость праведных. Религиозная живопись и графика» (6+). Этот масштабный проект целиком посвящён религиозному наследию мастера. В экспозицию вошло более 100 его работ из собраний Третьяковской галереи, Исторического музея и Нижегородского художественного музея.

Для многих зрителей эта выставка стала откровением – они открыли для себя любимого художника сказочных и былинных сюжетов как превосходного, глубокого и прозорливого мастера церковной живописи. Истоки У входа в Манеж зрителей встречает портрет Виктора Васнецова, созданный в 1891 году его другом – художником Николаем Кузнецовым. С палитрой в руках, одетый в рабочий халат, похожий на рясу, мастер смотрит вдаль. Этот портрет и раскрывает главную тему выставки. Он рассказывает о Васнецове не только как о художнике, но и как о бывшем семинаристе, оставившем карьеру священника ради живописи на четвёртом курсе семинарии.

Это был не просто смелый поступок, но и осуждаемый. Сын потомственного священника – и вдруг стал живописцем. А за ним художником стал и его младший брат Апполинарий. Быть может, художника Васнецова и не было бы, если б решение юноши не поддержали родители. Так, с благословения отца он оставил семинарию и уехал учиться в Санкт-Петербург, в школу общества поощрения художников, где первым его преподавателем живописи был сам Иван Крамской.

Потом Васнецов продолжил обучение в Императорской Академии художеств. Во время учёбы он дважды получал малые серебряные медали академии и удостоился большой серебряной медали за картину «Христос и Пилат перед народом».

Так что религиозная тема никогда его не оставляла. И в итоге главной своей работой он считал не знакомые каждому хрестоматийные полотна на сказочные сюжеты, а роспись Владимирского собора в Киеве.

Над росписью собора Васнецов работал почти 10 лет и создал 400 эскизов, 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост. О них и рассказывает выставка. Наверное, только «почти священник» мог так точно и со знанием всех религиозных тонкостей изображать святых и духовные сюжеты. В этих работах он опирался на огромные знания по иконописи и храмовому зодчеству, полученные во время обучения в семинарии, и изучение памятников раннего итальянского христианства.

Работы того периода приехали в Нижний Новгород и открыли зрителям «другого Васнецова».

Выставка показывает Виктора Васнецова как одного из самых крупных мастеров русской православной живописи. От и до В итоге получилась экспозиция – путешествие по храмам, которые расписывал Васнецов. Здесь представлены эскизы и картоны для собора Святого Владимира в Киеве, храма Спаса на Крови в Петербурге, Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном и даже варшавского собора Александра Невского. Многие из этих работ никогда не покидали запасников или постоянных экспозиций, и это их первое путешествие.

«Такой масштабной выставки, что показала бы религиозную живопись Виктора Васнецова, включая огромный пласт его графики, ещё нигде не было», – отметила, открывая выставку, заместитель генерального директора Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.

Масштаб экспозиции действительно поражает: от маленьких набросков до грандиозного эскиза росписи барабана главного купола Владимирского собора – «Радость праведных о Господе». Для того чтобы рассмотреть его, посреди Манежа выстроили огромный подиум, позволяющий увидеть фантастическое полотно на уровне глаз. Тут же расположилась миниатюрная копия, где можно прочитать про всех изображённых Васнецовым героях. Во многих из них поклонники мастера увидят знакомые по его светским работам черты.Другим ключевым экспонатом стал триптих «Евхаристия» из постоянной экспозиции Государственного исторического музея. Произведение было выполнено в 1911 году для собора Святого Александра Невского в Варшаве как эскиз мозаики. А собрание Нижегородского художественного музея представлено картоном «Крещение князя Владимира», созданным для Владимирского собора в Киеве.

В залах выставки можно найти не только законченные полотна, но и эскизы и наброски, показывающие путь творческих поисков художника. И особенно ценно проследить этот путь от маленького листочка орнамента до масштабных полотен «Бог Саваоф», «Распятый Иисус Христос» «Богоматерь с младенцем», «Крещение Руси» и других знаковых полотен.

«Васнецов – художник, без которого невозможно представить духовный ландшафт России, и очень важно, что именно в Нижнем Новгороде появляется возможность увидеть его религиозное наследие в таком объёме», – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.

Посетить выставку можно до 25 января.

6+

Ссылка на первоисточник
наверх