На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Психолог Мария Попова рассказала, опасны ли детские конкурсы красоты

Недавно 9‑летняя нижегородка взяла Гран-при на конкурсе красоты в Сочи, а 13-летняя школьница одержала победу на Международном конкурсе красоты в Крыму. Одни восхищаются достижениями юных нижегородок, считая, что они получили бесценный опыт. Другие переживают, как можно отправлять несовершеннолетних девочек выступать на подиуме со взрослым макияжем и заставлять их соревноваться в модельных походках.

 

Насколько опасны конкурсы красоты для детской психики? Как вообще понять, какой конкурс поможет ребёнку раскрыться, а какой уронит самооценку? Эти вопросы мы задали нижегородскому психологу Марии Поповой. Долгая подготовка – Уже давно ведётся спор о том, насколько травмирующими могут быть детские конкурсы красоты. Как они в действительности влияют на психику юных участниц?

– Психологически конкурс красоты – это испытание для самоуважения. В подростковом возрасте, начиная где-то с 12 – 14 лет, идёт период максимальной уязвимости и ориентации на других и их мнение. Если у ребёнка сформировано самоуважение родителями, он знает свои хорошие качества, то конкурс красоты в целом травмировать его не сможет.

– А если на ребёнка сильно давят родители или он очень не уверен в себе?

– Если у ребёнка вместо поддержки дыра, например, амбициозные родители, которые всё время пытаются подтягивать его до некоего идеала, до которого ребёнку не допрыгнуть, то психике сложнее. Конкурс красоты это же зачастую про «ты должен ходить не так, а по-другому». Как будто появляется разница между проявлением самого себя, какой ты есть на самом деле, и предъявлением себя, чтобы получить восхищение.

– Так что опаснее – требования конкурсов красоты или чрезмерно серьёзное к ним отношение родителей?

– Травмирует больше не сам конкурс красоты, а реакция близких людей на победу или поражение. Когда близкие относятся к этому по принципу «всё или ничего». Когда родители делают из победы «священную корову», тем самым убивая и обесценивая другие достоинства ребёнка. В конкурсе красоты есть подвох в отношениях к ребёнку как к некоему объекту. Это как сказать: выдай мне вот это свойство, и тогда ты получишь любовь.

– Многие критикуют конкурсы красоты ещё и за то, что на них маленьких девочек красят и одевают, как взрослых женщин…

– На мой взгляд, это нехорошо, когда маленькая девочка восьми лет ведёт себя как взрослая женщина, которая учится соблазнять. Это странное зрелище. Родителям важно не навязывать детям потребности из другого возраста. Игра в конкуренцию из-за единственного свойства «красивый» – это игра взрослых. Это попытка получить самоуважение, но как объекту, а не человеку.

– Чем опасно такое превращение ребёнка из человека в объект?

– Часто именно на конкурсах красоты происходят обвинения: «У тебя не получилось, чего ты такой корявый!». Происходит обесценивание ребёнка полностью. Важно выяснить, по каким критериям будут оценивать ребёнка на конкурсе. Одно дело, если оценивают его креативный талант и умения – то, на что он может повлиять. Ведь многие факторы изменить нельзя. Например, ребёнку скажут: «Не та форма носа», и он всю жизнь потом будет этот нос переделывать. Главный участник – Есть ли способ понять, насколько конкурс красоты вообще имеет смысл в жизни ребёнка или он однозначно не нужен?

– Должна быть какая-то цель. Конкурс красоты – чтобы получить какую-то социальную плюшку, для удовольствия от процесса, для улучшения какого-то навыка, для развития стрессоустойчивости ребёнка. Надо понять, какие задачи развития ребёнка это решает, а не какие незакрытые потребности покрывает.

– Как понять, действительно ли ребёнок сам хочет участвовать в конкурсе или это нужно только родителям?

– Первый сигнал – это то, насколько ребёнок получает удовольствие от процесса подготовки. Например, на конкурс нужен танец, и тогда стоит проверить, ребёнок сам любит танцевать или его заставляют ради первого места. Если уж участвовать в конкурсе, то он должен ребёнку нравится.

Второй момент – амбиции родителей. Нужно спросить: зачем я сам предлагаю ребёнку конкурс красоты? Это моё желание похвастаться ребёнком? И честно ответить на вопрос. Когда мотив станет понятен, то легче понять, родителю или ребёнку это нужно.

Например, мама не имела успеха у мужчин и теперь хочет через дочку доказать что-то миру. Если ребёнок сам говорит: «Я выучил хороший танец и хочу его показать», то, возможно, конкурс имеет смысл. Но не стоит превращать это в гонку на выживание.

– Как понять, какой конкурс возможность для ребёнка раскрыться, а какой способ разрушить самооценку?

– Родителям надо задать себе два вопроса. Первый: закрывает ли конкурс потребности ребёнка на его возрастной стадии? Не является ли это отыгрыванием потребностей родителей?

И второй пункт: а что это за конкурс? Может ли ребёнок там проявить свои способности, или оценивают только его внешность?

Человеку сказали, что «у тебя рост не тот», но рост он поменять не может. И понимает, что у него есть дефект, на который не повлиять, и начинает обесценивать себя. А если, например, на конкурсе нужно ещё и петь, и ребёнку говорят: «Нужно подобрать репертуар получше и потренировать голос», то уже нет чувства бессилия и есть возможность изменений. Сильные качества – Насколько творческие конкурсы полезны для детей? Или любое соперничество в раннем возрасте всё-таки больно бьёт по самооценке и расшатывает психику?

– Развивается отношение к временной неудаче, к тому, что не надо себя обесценивать, если в какой-то момент что-то пошло не так, это же очень помогает в жизни.

Второй момент – это опыт мобилизации. Только здесь вопрос мобилизации или сверхмобилизации. Когда у ребёнка истощается нервная система, появляются слёзы, раздражение, истерики, это сигнал, что нервная система не выдерживает уровня напряжения.

Лучше, когда родители поддерживают ребёнка и относятся к конкурсу легко, как к интересному опыту, а не как к делу всей жизни. Реакция родителей на победу и поражение важнее, чем сам конкурс.

– Как тогда родителям лучше реагировать на результаты конкурса?

– Здесь важна поддержка. Ты ценен, ты красив, мы тебя принимаем и любим. Даже если ты проиграл, тебя не отвергнут. Многие за поражения наказывают детей, начинают холодно общаться, чего делать нельзя.

Принятие поражения – это развитие устойчивости к тому, что кто-то сейчас в этот момент подготовился лучше тебя, что выбрали не тебя. Это в принципе полезное свойство. Важно делать акцент в общении с ребёнком не на проигрыше, а на подготовке. История не про принцип «ты недостаточно хорош», а про то, можно ли лучше подготовиться.

– Но разве сам соревновательный дух не опасен для психики и не ломает самооценку?

– Принцип соревновательности сам по себе ценен, потому что учит получать обратную связь о своих качествах и добиваться развития. Сам процесс соревнования – это нормальное состояние. Если только тебя не оценивают по одному единственному критерию красоты. Если тебя не отвергают в том случае, если ты недопрыгнул до идеала, то это вполне приемлемо.

Ранее на сайте pravda-nn.ru рассказывалось, как помочь ребёнку, которого обижают в школе.

 

Ссылка на первоисточник
наверх