Такого в нижегородских музеях ещё не было. Один из лидеров российской неоклассики в живописи, кандидат искусствоведения, лауреат российских и международных конкурсов художник Егор Кошелев почти на месяц стал гостем Нижегородского художественного музея в рамках программы арт-резиденций Нижегородской области.
И в стенах музея, работая рядом со знаменитыми коллекционными полотнами, создал цикл живописных работ, превратившихся в выставку «Готический ампир. От гравюры к гризайлю. Мистические образы старины в диалоге с современным искусством» (12+). Мистика Мистики в этом проекте предостаточно. Чего стоит хотя бы тот факт, что в одном из залов, где три недели подряд с утра и до вечера работал художник и где сейчас выставлены его работы, несколько лет назад после реставрации расположилось одно из самых значительных коллекционных полотен нижегородского музея.Это гигантская картина «Погребение Христа» Николая Кошелева. Её художник в 1896 году подарил Нижегородскому художественно-историческому музею, она и стала первым произведением в его коллекции.
Новую страницу в истории музея открыл и сегодняшний проект. То, что художники – однофамильцы, ещё одно не простое совпадение… А постоянное присутствие знаменитой работы своего тёзки Егор Кошелев обыграл в темах своих картин.
«Мне выдали два зала под мастерскую в рамках проекта резиденции, который в этом году был запущен в Нижнем Новгороде, и это самая специфическая резиденция в стенах музея и уж точно самая специфическая мастерская, которая у меня была», – отметил художник.
Два в одном «Готический ампир» стал необычным для музея проектом, соединившим в живом диалоге «классические древности» двух эпох с работами современного автора. Для выставки Егор Кошелев создал 12 полотен, выполненных в технике гризайль – той самой, с помощью которой художник создаёт изображение разными оттенками одного цвета.«Тициан в своё время сказал, что есть две краски – чёрная и белая, а всё остальное можно купить на рынке», – смеётся художник.
На самом деле Тициан говорил ещё и про третью – красную, но в свете выставки про это мы умолчим. Чёрный и белый в работах Егора Кошелева дают невероятный объём и производят неизгладимое впечатление на зрителя.
Название же выставки художник объяснил так:
«Сочетание «готический ампир» может показаться странным, готика и ампир – два разных явления. Но в рамках ампира – такого строгого, чопорного, настоящего имперского классицизма – внезапно начинает прорастать романтический бунт». Противостояние Музей со своей стороны тоже подготовил посетителям необычное зрелище. Это 50 гравюр из фондов НГХМ и коллекции куратора выставки, искусствоведа Сергея Хачатурова. В итоге получился мост между прошлым и настоящим. Экспозиция выставки представляет несколько тематических разделов.
«Игры. Тень классицизма» рассказывает о зарождении готического ампира и его взаимосвязи с таинственным средневековым миром. «Сон в библиотеке» погружает зрителя в виртуальное путешествие к истокам формирования эклектичной манеры живописи через религиозные гравюры из лицевых Библий XVII – XVIII веков, ранее принадлежавших уроженцу Арзамаса, великому русскому живописцу и основателю первой в Российской империи провинциальной художественной школы Александру Ступину.
В разделе «Храм» воспроизведены монохромные росписи Воскресенского собора в Арзамасе, выполненные учениками Ступина. Также в экспозицию включены редкие книги из фондов музея: «Золотая легенда» Иакова Ворагинского, она датируется 1488 годом, и книга, которую зрителям представят впервые, – это «Сокровищница истинного блага» Стефана Фридолина, увидевшая свет в 1491‑м. Это произведения высочайшего уровня книжного искусства эпохи готики.
Свежие комментарии