«… деревни Вилеж получить Груздеву Кузьме Макаровичу от Рыжикова Михаила Ивановича». Этот обрывок записки, выведенной старательным детским почерком, позволил поставить точку в истории, начавшейся 80 лет назад. Он оказался в гильзе, которую поисковики подняли вместе с останками солдата подо Ржевом. Впрочем, одной записки оказалось мало.
Михаил Рыжиков, Кузьма Груздев – кто они? Была одна зацепка: деревня Вилеж. И, несмотря на трудности, загадки этой истории удалось разрешить. Солдат позвалСолдат, как говорят в московском поисковом отряде «Пионер», словно позвал участника их команды Александра Михайлова. Лес, болотистое место и посредине – едва заметная возвышенность. Пройдя к ней по болоту, Александр с нескольких тычков щупом убедился в силе своей интуиции и начал копать. Из влажной хлюпающей почвы вперемежку с корнями он поднял останки солдата и ту самую ржавую гильзу от винтовки Мосина с запиской.
«Ходи туда, куда не ходят», – делится своим секретом поисковой удачи Александр.
Записку сразу передали эксперту. Игорь Михайлюк, которого называют настоящим кудесником своего дела, сумел очистить листочек от ржавчины, точнее обрывок – время оставило всего две строчки, написанные чернилами.
«И это большая удача, что чернила сохранились», – говорит участник поисковой команды «Пионер» Сергей Белкин.
Планшет с запиской Михаила Рыжикова родственники передали в музей. Дедушкин внук
После этого за работу взялась Алёна Маньшина из ульяновского военно-патриотического центра «Набат», которая уже 18 лет занимается поиском родных погибших солдат.
Выяснилось: деревня Вилеж – в округе Сокольский Нижегородской области.
«Но из-за того, что границы областей в прошлом не раз менялись, искать пришлось в трёх – Ивановской, Костромской, Нижегородской», – рассказывает Алёна.
Кем был Кузьма Груздев красноармейцу Рыжикову? Ясно, что не отцом: боец – Михаил Иванович. Ответ могла дать похозяйственная книга. Алёна звонила в архивы, однако то книги за нужный период не было, то записей о жителе Вилежа Груздеве не оказывалось. Но вот удача улыбнулась: в Юрьевецком архиве Ивановской области нашли похозяйственную книгу за 1935 год. А в ней – «Груздев Кузьма Макарович». Указана жена – Анна Васильевна. Оба 1865 года рождения. В списке членов домохозяйства значится также: «Рыжиков», но фамилия зачёркнута. И всё равно в своём поиске Алёна Маньшина и Сергей Белкин были уже на верном пути.
В военном комиссариате Юрьевецкого и Пучежского районов нашли карту призывника. И вот какая история в итоге получилась. Мишу Рыжикова призвали 30 апреля 1942 года. Ему было 18. Отец на тот момент, как сказано в карте, был в РККА, мама умерла. Указана сестра бойца – Ольга. Как потом выяснилось, у Михаила было три сестры, но так вышло, что его самого вырастили дедушка с бабушкой.
«Меня в этой истории особенно зацепили данные из карты: Михаил был ростом 157 сантиметров, весил 47 килограммов, – говорит Сергей Белкин. – Представил себе солдатика, который несёт на себе снаряжения в половину собственного веса… Но он всё выдержал и вступил в бой с врагом». Снова в строю
Документы военного времени не раз грозили запутать: то писарь указал не «Рыжиков», а «Рыжков», то Кузьму Макаровича записали Михаилу не дедом, а отцом, то приписали ему маму другого солдата. Но распутать хитросплетения удалось. И 25 мая, через 10 дней после начала поиска, Алёна сообщила о Михаиле его родным.
У Кузьмы Макаровича было две дочери. Михаил был сыном Марии. Родных же нашли по линии Анны.
«Моя мама Зинаида Ивановна помнит, как её бабушка Анна Васильевна не раз говорила: «Миша-то на войне погиб», – поделилась с нами жительница Сокольского Наталия Новикова. – Но где, когда – мы ничего не знали. Похоронка не приходила. О том, что он погиб, семье сообщил сослуживец. От Михаила ничего не осталось – ни фотографий, ни писем. И вдруг – это сообщение от поисковиков. Мы просто в шоке были, поверить не могли! Сразу решили: похоронить надо на родной земле. Спасибо администрации округа Сокольский за то, что доставили солдата на родину. И конечно, отряду «Пионер»!»
На прошлой неделе Михаила Рыжикова, погибшего 16 августа 1942 года, похоронили в Сокольском с воинскими почестями, рядом с его двоюродной сестрой Матрёной. «Пионер» передал родственникам бойца специально изготовленный планшет с тем самым обрывком записки, солдатской ложкой и медалью «Шагнувши в бессмертие», вручаемой посмертно от поисковиков.
«Бессмертный полк нашей семьи увеличился. С фотографией этой записки сделаем табличку для шествия 9 Мая, – поделилась с нами Наталия Новикова. – Михаил Рыжиков снова будет в строю».
Свежие комментарии