На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нижегородская правда

215 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Балушкин
    Чего бояться, сумма мизерная после налога.Лотерейного милли...
  • Anatoly Petuhov
    Ехал на своем собственном самокатеПервое ДТП с элек...
  • Anatoly Petuhov
    Лучше ограничения ввели на арендованные самокаты, а не на обычные. Ехал на работу выезжает арендованный самокат и я п...Первое ДТП с элек...

Знаменитая художница рассказала, как создавались известные мультфильмы

Сормовичка Ирина Кострина – известный художник, мультипликатор и иллюстратор книг. Сделанных ею героев знают и любят несколько поколений зрителей. Шестьдесят лет Ирина Дмитриевна создавала кукол к спектаклям Горьковского театра кукол, радуя юных зрителей и их родителей. 

Недавно спектакль «Сказ о граде Лебединце», где она была художником-постановщиком, вошёл в число 100 лучших в России.

Скоро его увидят по ТВ зрители всей страны. А юные телезрители в восторге от её мультфильмов, среди которых цикл «Самый маленький гном» и разошедшийся на цитаты «Волк и телёнок». За него она получила «Серебряного слона» на IV Международном фестивале детских фильмов. Получали её мультфильмы награды в Югославии, Аргентине, Португалии. 

14 марта художник отметила свой 87 день рождения и рассказала «НП» о своём творчестве.

Кукольный дом – Ирина Дмитриевна, с чего началось ваше увлечение живописью?

– Моим первым учителем стала мама. Когда она видела, что я рисую, всегда подбадривала: «Ирочка, рисуй!». Ставила мне натюрморты – чашечку, ложечку… Рисунки я посылала папе на фронт. С ними он прошёл всю войну. А когда окончила школу, решила поступать в художественное училище. Там сразу обратили внимание, что я хорошо рисую людей – ещё со школы храню портрет своей учительницы. Спросили: «Вы лепите?». Я ответила, что да. Так и поступила.

Во время учёбы мне очень нравилось рисовать иллюстрации. Очень любила Ильфа и Петрова, у них такие весёлые образы. О кино не мечтала, но хотела поступить во ВГИК. Не взяли… Думала, что делать дальше, и вдруг узнала, что ушла на пенсию художник кукольного Нина Дрягина, и в театре есть место. А мне часто говорили: «Иди в театр – это твоё!». Так в 1960 году я пришла в театр.

– Каким открылся вам его удивительный мир?

– Папа был строителем, мы ездили из города в город, и я до этого вообще не была в театре. Всё было открытием. Сначала куклы мне не понравились, казались странными, но когда я увидела их на сцене – они ожили, стали говорить и двигаться, поняла, что это чудо! Меня в театре научили всему: рисовать афиши, расписывать декорации, делать кукол по своим же эскизам. Мы сами всё делали от и до. Все материалы были натуральные: папье-маше, мел, зубной порошок, клей столярный. Потом кукол левкасом покрывали – это грунт, его используют для икон, он делает лица и руки кукол гладкими. Ткани тоже были натуральные – бархат, газ. В нём царевны были красивые и сказочные.

– У девочек всегда есть любимая кукла. А у того, кто делает кукол, какая становится любимой?

– Моя любимая – Кощей Бессмертный. Он у нас во многих сказках играл. Один из спектаклей, сейчас не вспомню какой, показали по телевидению. И посыпались письма. Со всей России. Мешками. Про моего Кощея! Теперь он в музее.

– С куклой понятно, а какая у вас любимая сказка?

– «О мёртвой царевне». Она мне очень нравилась, и музыка там была великолепная. «Садко» нравился, но он был не таким удачным. Зато когда в полной тишине в море разговаривали песчинки и травинки, зрители замирали. Это было очень красиво! И рыбки живые были на сцене, под музыку Римского-Корсакова метались. Очень хорошо помню этот момент!

– Недавно театр восстановил «Божественную комедию». Она была одним из ваших первых спектаклей и востребована до сих пор…

– Я начала этот спектакль и ушла в декрет. Но кукол делали по моим эскизам. Приезжала критик, что работала с театром Образцова, и говорила: «Где вы такую фактуру нашли потрясающую!». А этих кукол делали из трикотажных чулок и носков! Нам их мешками тогда привезли. И когда спектакль приехал в Москву, он там произвёл фурор! Режиссёр спектакля Юрий Елисеев был большой выдумщик. Он придумал кукол, «летающих» на чёрном бархате. Это выглядело фантастически!

– На днях были объявлены 100 лучших спектаклей России, среди них ваш «Сказ о граде Лебединце», который много лет идёт и до сих пор остаётся одним из любимых у зрителей. В чём секрет его успеха?

– Я его делала три раза. Два – в Нижнем и один раз – во Владимире. Это очень патриотичный спектакль. Город Китеж – это, по сути, вся Россия, на которую нападают враги – половцы. И полчищу половцев противостоит простая девушка, что спасает город, накрыв волшебным плащом. В спектакле очень интересные образы.

– Скоро его приедут из Москвы снимать на видео, чтобы показать всей России.

– Мне самой интересно, что получится. Ни один спектакль полностью не передаст экран. Увидим. Мультпарад – Как вы пришли в мультипликацию?

– Муж, Валерий Кострин, много работал в кино, в Москве, и поставил выбор: я или театр. За ним я и уехала в Москву. В Горьком бывала наездами. А в кино попала случайно. Муж узнал, что на «Союзмультфильме» ушёл художник, который делал «Самого маленького гнома». До сих пор не знаю, куда он делся и что произошло, но я пришла со своими рисунками. Режиссёр Михаил Каменецкий их посмотрел и взял меня на работу.

Для меня это было что-то непонятное. Камера, мотор – волшебство! У нас была маленькая дружная компания. Знаете, где тогда был «Союзмультфильм»? Помните картину Поленова «Московский дворик» – на ней церковь. В этой церкви и шли съёмки. А в её алтаре был музей с куклами.– Чем отличается работа над мультфильмом от той, что была в театре?

– Я делала эскизы – куклы спереди, сбоку, сзади. Потом были чертежи, объёмная мультипликация. Шёл фильм минут десять, а работали мы над ним несколько месяцев. Мультипликаторы отрабатывали каждое движение. В театре шевелятся волосы, плащ развивается, фата поддувается. В мультфильме же ничего не должно шевелиться. Всё прибивали к планшету гвоздиками. А крошечные ручки и ножки были на шарнирах и идеально поворачивались.

Самое сложное было – волосы кукол. Я специально покупала тоненькие нити, и это была ювелирная работа. Одежду куклам делали потрясающие мастера. Подбирали ткани, красили их, шили. В мультфильме очень важна фактура ткани. А уж если шерсть используется, то натуральная. У меня да сих пор лежит шерсть кабана, из которой делали волосы, и собачья шерсть.

– В чём секрет феерического успеха ваших героев из мультфильма «Волк и телёнок»?

– Я очень вдохновилась, читая сценарий. Вообще люблю зверей рисовать. Недавно переиздали книгу «Сказки дядюшки Римуса» с моими рисунками – я очень люблю этих героев. В театре меня научили, что даже самый злобный персонаж должен быть симпатичным. А тут – добрый волк! Это же здорово! Вот его и полюбили. Переворачивая страницы – Я и сейчас в магазинах часто вижу книги про этих волка и телёнка с вашими иллюстрациями. Как начался в вашей жизни книжный этап?

– Это как раз наш режиссёр Юрий Елисеев предложил мне оформить книжку и написать стихи для детей. С его лёгкой руки всё и началось. Это были семидесятые и книжка «Лесные прибаутки». А когда приехала в Москву, началось сотрудничество с издательством «Малыш». В 1994 году там вышла первая книжка про волка и телёнка – «Как волк телёночку мамой был» Михаила Липскерова. Книги мгновенно раскупили и печатали снова и снова. Вот 50 с лишним лет я и рисую иллюстрации к детским книжкам.

 

Ссылка на первоисточник
наверх