Выход на экраны 50 лет назад картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» знаменовал восхождение режиссёрской звезды Никиты Михалкова. Первый же фильм принёс успех и признание. Собственно говоря, «Свой среди чужих» сыграл значимую роль в творческой биографии многих знаменитых ныне актёров. А у некоторых из них эта самая биография как раз и началась с картины Михалкова.
Как родилась идея фильма? Почему Михалков пригласил на главную роль мягкого Юрия Богатырёва? И из-за чего подрался с Кайдановским? Красное золото Историю об эшелоне с золотом, отправленном большевиками, Эдуард Володарский вычитал в газете.В ней рассказывалось об эшелоне с золотом, который оказывался то у красных, то у белых, то у бандитов. Так родилась идея сценария «Красное золото». Эшелон превратился в обычный баул с сокровищами, на которые надо было купить хлеб для голодающих Поволжья. Но для этого их требовалось переправить в Москву из далёкого сибирского городка.
Правда, работу над картиной пришлось на время прервать – 27-летнему Михалкову пришла повестка в армию. Но, отслужив, он сразу же вернулся к работе над фильмом.
В роли атамана Брылова Михалков с самого начала видел себя.
«Я хотел всё сразу: и снимать, и играть, и на лошади скакать. Брылова я даже не играл, это всё пропелось, просвистелось», – вспоминал сам режиссёр.
Обошёлся он без кинопроб и при выборе остальных актёров на главные роли. Дружный ряд С Юрием Богатырёвым Никита Михалков познакомился ещё во время учёбы в Щукинском театральном училище. Увидев его в одном из учебных спектаклей, будущий оскароносец сразу же пригласил талантливого студента в свою дипломную работу «Спокойный день в конце войны». С тех пор Юрий Богатырёв стал одним из любимых актёров Никиты Михалкова.Внешне на главного героя вестерна Богатырёв подходил идеально.
«Он был от Бога сложён физически: крепкий, рослый, статный. Меня в съёмочной группе звали «лось номер один», а его – «лось номер два», – вспоминал Никита Михалков.
Однако в самом актёре не было и капли жёсткости, которая должна была быть присуща его герою. И поначалу казалось, что менее подходящего актёра на роль чекиста Шилова не найти.
«Поначалу он был как ребёнок. У него был пушок, щетину ему «нарастили». По характеру он был мягкий, трепетный, сердечный, пульсирующий, как перо на ветру. Дунешь, и он взлетает на воздух», – вспоминал снимавшийся с ним Сергей Шакуров.Однако Богатырёв научился драться, сидеть в седле и выглядеть жёстким.
«Он был великий артист. Если ему нужно было сыграть музыканта, он бы выучился играть, если лётчика – научился бы летать. Он был невероятно пластичным актёром», – делился восторгами Никита Михалков.
Оказалось, что Богатырёв ни разу в жизни не дрался. Когда Михалков увидел, как тот абсолютно по-женски складывает кулак, то просто пришёл в ужас.
На учебных спектаклях Михалков заприметил и Константина Райкина, который был однокурсником Богатырёва. Правда, изначально его герой должен был быть казахом по имени Кадырхун. Но на художественном совете почему-то попросили сменить национальность героя. Тогда Райкина сделали татарином Каюмом. В работе над этой ролью актёру пригодились его детские наблюдения за своей нянечкой-татаркой. И многие слова, которые зрители слышат из уст Райкина – «кажный шакал», «кай бай» и другие, – почерпнуты из нянечкиного словарного запаса.
Александр Калягин, сыгравший начальника железнодорожной станции Ванюкина, поначалу не хотел сниматься. Незадолго до этого у него умерла жена, и ему не хотелось оставлять 5‑летнюю дочку. Но Михалков сумел уговорить его и тем самым, по словам Калягина, спас его от депрессии.
Роль председателя губкома Сарычева с самого начала писалась на Анатолия Солоницына, который к тому времени уже сыграл Андрея Рублёва и был знаменитым актёром. Но сниматься в дебютной картине Михалкова согласился сразу же.
Его гонорар за съёмки составил 2000 рублей – самый большой в съёмочной группе. Для сравнения – Калягину было выписано 335 рублей, Райкину – 504, Богатырёву – тысяча с лишним. Сам Михалков за роль атамана получил 725 рублей. И ещё 2806 рублей как режиссёр.
Сразу планировался на роль Кунгурова и Александр Пороховщиков. Правда, когда пришла пора озвучивания фильма, он уже начал сниматься в картине «Ищи ветра…». В результате его герой разговаривает голосом Игоря Кваши.
Сложнее всего отношения складывались с Александром Кайдановским. Он тоже уже снимался у Михалкова в его дипломной работе. Однако «Свой среди чужих» стал их последней совместной работой.
Как вспоминал сам Михалков, Кайдановскому были необходимы конфликты, и часто он сам их искал.«Я помню какие-то случаи, когда на ровном месте из ниоткуда рождался «смерч», который приводил к рукоприкладству», – делился знаменитый режиссёр.
Один из таких «смерчей» приключился на съёмочной площадке. Кайдановский не согласился с режиссёрской трактовкой образа Лемке – ему хотелось придать герою больше аристократичности.
Как гласит легенда, дело закончилось дракой, после которой Кайдановский, проходивший в это время армейскую службу в кавалерийском полку при «Мосфильме», был отправлен на гауптвахту. И на последующие съёмки его привозили уже под конвоем.Говорят, что актёр потребовал, чтобы Михалков перед ним извинился, в противном случае грозился не выходить на площадку. Будущий киномэтр извинения принёс.
Картина стала первым, да, впрочем, и последним фильмом и для Татьяны Михалковой. Правда, на момент начала съёмок она пребывала в статусе невесты. Свадьбу сыграли прямо в экспедиции.
Как вспоминала супруга киномэтра, предложение, сделанное Михалковым во время съёмок в Чечне, стало для неё полной неожиданностью.
В загс молодые в компании Богатырёва, Кайдановского, Лебешева и Шакурова отправились на операторской машине.
«Он был странный, деревенский. Вся процедура проистекала под истошные крики Тани: по загсу бегали мыши, и она то и дело вспрыгивала на стул,» – вспоминал сам Михалков.
Свадьбу отметили по-походному, не отвлекаясь от съёмочного процесса. Попали в течение Фильм сняли за два месяца. Съёмки проходили в Чечне и в Баку. Всё это время актёры жили вместе, специально для того, чтобы лучше притереться друг к другу. Это создавало неповторимую атмосферу на съёмочной площадке.Многие трюки актёры выполняли самостоятельно.
Хотя это и было нелегко.
«Во время съёмок мы тонули по-настоящему, прямо во время дубля. На Аргуне страшное течение: 40 с лишним километров в час! Попадаешь до колена в воду ногой, тебя тут же сбивает, словно дали подсечку, и уносит в водоворот», – вспоминал Константин Райкин.
В результате их с Богатырёвым стремительно понесло по течению.
Выловить их удалось через два с половиной километра.
Самим из такой бурной реки, по словам Михалкова, выбраться было невозможно…Знаменитая «Песня о корабле» была написана на стихи мамы Михалкова Натальи Кончаловской. Музыка к ней, по воспоминаниям Эдуарда Артемьева, родилась практически сразу.
Накануне они с Михалковым встретились в ресторане Дома кино, и он объяснил, что ему нужна «мелодия воспоминаний».
«Я пришёл домой и слегка «под мухарем» сыграл… Сначала не понял, что я сыграл, и вдруг понял, что сыграл что-то очень нужное», – вспоминал Эдуард Артемьев.
Как вспоминал сыгравший информатора Брылова Александр Адабашьян, который изначально был приглашён в качестве декоратора, все работали с полным щенячьим восторгом.
Позже Михалков признавался, что считает картину перегруженной.
«Мы явно перебрали в отношении насыщенности сюжета, трюков, колоритности фактур. Если бы «Свой среди чужих» я снимал сейчас, то, конечно, всё было бы иным», – делился он.
Впрочем, это не мешает картине уже полвека считаться одной из самых любимых у зрителей, и, судя по всему, такой она и останется ещё очень надолго.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, за что цензура запрещала показывать фильм «Доживём до понедельника».
Свежие комментарии