
Я иногда поражаюсь нашей официальной пропаганде. Например, её постоянным – к месту и не к месту – цитированием императора Александра Третьего о том, что «у России есть только два союзника – армия и флот» с намёком на то, что России с её войском якобы не страшна любая международная изоляция. Фраза, конечно, красивая и вроде как даже очень патриотичная, но…
Здесь две проблемы. Во-первых, абсолютное большинство историков сходятся в том, что на самом деле император такой фразы никогда не произносил. А во-вторых, изоляция любого государства и отсутствие союзников на международной арене говорят, скорее, вовсе не о силе, а о провале внешней политики. Взяли у немцев?
Единственный источник, который приписывает эти слова императору, – воспоминания великого князя Александра Михайловича, зятя Александра Третьего. Вот что князь писал об императоре:«Во всём свете у нас только два верных союзника, – любил он говорить своим министрам, – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
Однако, как указывает российский историк, доктор исторических наук, профессор Кирилл Соловьёв:
«Александр Михайлович писал свои воспоминания спустя много лет после царствования Александра III. Кроме того, в его мемуарах очень много неточностей и ошибок. Нет сомнений, что если бы российский император действительно когда-нибудь публично произнёс эту яркую и нестандартную фразу, то при дворе её многие запомнили бы и тотчас подхватили».
Есть несколько версий, по поводу чего великий князь придумал эту фразу. Согласно одной версии, Александр Третий в 1889 году торжественно принимал у себя князя Николая Черногорского, прибывшего в Россию с официальным визитом. И на этом приёме император громко назвал гостя «единым искренним и верным союзником России вне её территории». С учётом того, что Черногория никогда не считалась каким-либо влиятельным европейским государством, эти слова могли свидетельствовать только о том, что царь на тот момент никаких других союзников для России просто не видел.
«Мне представляется, что великий князь Александр Михайлович просто слегка перефразировал эти слова, чтобы они звучали более эффектно», – предположил Кирилл Соловьёв…
Согласно другой версии, император, ещё будучи наследником престола, очень тяжело переживал условия Берлинского мирного договора 1878 года, когда после очередной войны с Турцией Россия, несмотря на военную победу, была вынуждена много чего уступить туркам – под давлением ведущих европейских держав того времени, особенно Британии. Расстроенный цесаревич вполне мог обратить фразу об отсутствии у страны нормальных союзников, которую потом Александр Михайлович облёк в красивое выражение «об армии и флоте».
А вот по третьей версии, великий князь вполне мог позаимствовать цитату… у немцев! Так, в канун Первой мировой войны, в 1914 году, в мировой печати широко цитировались слова германского императора Вильгельма Второго: «Основная опора государства есть армия и флот». Кайзер же, в свою очередь, видел себя преемником воинственной политики прусского короля Фридриха Второго, жившего в XVIII веке, который не раз говорил: «Наши лучшие союзники – наши собственные войска»…
Согласитесь, что по смыслу очень близко к цитате великого князя, который вполне мог перенести эти фразы на русскую почву… Царь был активным дипломатом Между тем надо помнить, что в жизни Александр Третий никогда не был сторонником политики внешней изоляции России. Мало того, он вёл очень активную внешнюю политику. Именно этот император по объективным причинам стал инициатором резкого разворота прежнего внешнеполитического курса Российской империи – с союзнических отношений с германскими государствами на заключение военно-политического союза с республиканской Францией.
«Сама идея «блестящей изоляции» и опоры исключительно на собственную военную мощь была совершенно чужда Александру III… Именно при нём в Европе в общих чертах сформировались коалиции государств – будущих участников Первой мировой войны. Российский император в становление этой блоковой системы вложил и личные усилия», – указывают историки.В общем, император как один из выдающихся правителей в истории России точно никогда не желал стране никакой внешней изоляции и не грезил об одних только «армии и флоте»…
…К большому сожалению, сегодня мы видим совсем иную ситуацию, когда Россия вынуждена вступить в очередное глобальное противостояние с западным миром фактически в одиночку, без каких-либо союзников. И только благодаря внешнему наследию Союза Советских Социалистических Республик мы сегодня не оказались в абсолютной изоляции – ибо с нами поддерживают отношения прежде всего те страны глобального Юга, которые, собственно, состоялись благодаря СССР.
Однако назвать эти отношения полностью союзническими нельзя…
…Поэтому можно констатировать: наше нынешнее высшее руководство так и не смогло преодолеть пагубного наследия эпохи перестройки, которая фактически уничтожила военно-политический блок союзных нам государств. Об этом наследии есть детальное исследование доктора исторических наук, профессора из Санкт-Петербурга Матвея Полынова под названием «Доктрина Горбачёва» и уход СССР из Восточной Европы». В этой работе идёт речь о целенаправленном разрушении Генеральным секретарём лагеря социалистического содружества… «Доктрина» до сих пор жива? Профессор Полынов в своей работе приводит любопытное признание горбачёвского помощника по внешнеполитическим вопросам Анатолия Черняева, который говорил, что Горбачёв с самого своего прихода к власти в 1985 году явно тяготился социалистическими странами: «Что касается социалистического содружества, то я не замечал у Горбачёва интереса к нему… Я чувствовал, что он без энтузиазма идёт на контакты с лидерами соцстран».
Мало того, в том же году Генсек послал своего верного сподвижника Александра Яковлева в длительное турне по соцстранам с целью разъяснить их лидерам, что отныне они должны полагаться только на себя, без расчёта на поддержку СССР. Что это означает, стало ясно тогда, когда с 1987 года из стран Восточной Европы начали спешно выводить советские войска и свёртывать экономические связи.
Оказалось, что делалось это под давлением США. По словам профессора Полынова, в Москву прибыл личный представитель американского президента Генри Киссинджер, который ультимативно потребовал от Горбачёва, «чтобы Советский Союз не препятствовал развитию событий в Восточной Европе. В обмен на это Киссинджер гарантировал развитие нормальных отношений США с СССР. Полная стенограмма их беседы до сих пор не опубликована… Но из того, что уже есть, можно сделать вывод, что Горбачёв не пытался отстаивать интересы СССР в этом регионе».Говоря проще, в обмен на мутные и пустые обещания американцев «улучшить советско-американские отношения» Горбачёв фактически обязался бросить своих союзников на усмотрение американцев, которые тут же принялись приводить в этих странах к власти прозападные политические силы. Причём если тот или иной лидер страны пытался сопротивляться, тут же лично вмешивался Горбачёв, который очень грубо навязывал позицию «американских друзей»…
…Вот так мы остались без внешних союзников, особенно на военном поприще. При Ельцине ситуация только ухудшилась – тогдашнее руководство Министерства иностранных дел буквально молилось на Запад, полностью игнорируя остальные направления, даже соседей по СНГ. Да и при Путине ситуация мало чем изменилась в лучшую сторону.
Да, с высоких трибун нам не один год много и красиво говорили о якобы интересах России в разных частях мира, о неизбежности грядущей многополярности и т.д., однако на деле было ощущение, что с времён Ельцина мало что изменилось. Главные усилия МИД по-прежнему были сосредоточены на западном направлении, а в кулуарах от ответственных чиновников часто можно было услышать презрительные отзывы об «отсталых» Африке или Азии – особо доставалось КНДР и её лидерам, якобы застрявших «в тоталитарном прошлом».
…В итоге имеем то, что имеем – мы подошли к началу СВО, оказавшись без надёжных внешних партнёров. Видимо, чтобы хоть как-то оправдаться за провал, наша пропаганда и вспомнила мифическое выражение Александра Третьего «об армии и флоте», пустив его в широкий оборот. Впрочем, для пропаганды это ещё не совсем плохо – плохо, если в этот миф верят принимающие решения люди…Ранее на сайте pravda-nn.ru рассказывалось, какие мифы про Октябрьскую революцию популярны до сих пор.


Свежие комментарии