
5 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Галины Дёминой – одной из самых известных актрис Нижегородского театра драмы, сыгравшей множество ролей милых бабушек в кино и на сцене знаменитого Малого театра.
Бабушки, тётушки, простые русские женщины – её героини несли внутренний свет и доброту. «Полынь – трава горькая», «Борис Годунов» «Зонтик для новобрачных», «Гардемарины, вперёд!
», «Му-Му», «Граница. Таёжный роман», «Таксистка» – в этих фильмах её героини кажутся смутно знакомыми, словно когда-то ты встречал их, просто забыл – где и когда.Путь Галины Дёминой в кино был прост и в то же время удивителен. О нём рассказала дочь актрисы Алла Малкова-Мараш, продолжившая семейную актёрскую традицию. Воспитанная войной Зрители часто ассоциировали Галину Дёмину с её героинями и не ошибались. В жизни она была скромным человеком, даже актрисы на съёмках и в театре не всегда сразу понимали, что перед ними их коллега. А она поражала режиссёров и зрителей глубиной и силой своих героинь.
«Мама родилась в Нижнем Новгороде в 1925 году. Бабушка одна растила двух дочерей. Она была очень простой женщиной – мыла полы, стирала другим, делала всё, чтобы вырастить детей, дать им образование. В войну семье было очень тяжело, мама редко про это рассказывала, но говорила, как моя тётушка – её сестра – ушла на войну, только что родив дочку. Её призвали на службу как медика. И бабушка и мама остались с маленькой девочкой. А тётушка вернулась только в 1947‑м, – вспоминает Алла Малкова-Мараш. – Бабушка была очень доброй, даже подкармливала пленных немцев, ей всех было жалко… Но в то же время была очень сильной – у нас очень сильный женский род.
Галина Дёмина с детства любила выступать – читать стихи, петь. Первые заработанные деньги она потратила на томик стихов поэта Надсона. В то время она работала санитаркой в госпитале и читала раненым его стихи. Тогда-то она и решила поступать в театральное училище.
«Оно в военные годы то открывалось, то закрывалось. На экзамене мама читала монолог Арбенина, и её не приняли. Она обиделась и пошла поступать в эстрадную студию. Туда её сразу взяли. А потом случилось так, что педагоги студии при театре драмы (тогда училище закрылось) увидели её этюд «Женщина, пьющая под патефон» и позвали к себе. Она всё ещё на них обижалась и поставила ультиматум: «Возьмёте двух моих подруг – пойду». И всех троих взяли!» – вспоминает дочь актрисы.
В Нижегородском театре драмы к юбилею Галины Дёминой откроется фотовыставка, рассказывающая о ней и её героинях. Мальчик на сцене После окончания студии Галину взяли в труппу театра драмы. И она, маленькая – ростом всего 152 сантиметра – и худенькая сразу же переиграла кучу мальчишек в репертуаре. От Стёпки в «Мужестве», Егорушки в «Бедность не порок», Робина в «Виндзорских насмешницах», Вальтера в «Губернаторе провинции» до Радика Юркина в легендарной «Молодой гвардии». Как-то новый директор не понял, что это актриса, и вывел её со словами «Мальчик, что ты тут делаешь, уходи!».
Потом Галина Дёмина играла девушек, среди таких ролей – Нелли в «Униженных и оскорблённых», а вскоре перешла на роли… бабушек!«В 32 года она сыграла первую бабушку. Она не боялась быть на сцене смешной, некрасивой, старой. Сыграла она даже мужскую роль – портного в спектакле «Чрезвычайный посол». На премьере её сцена шла под непрерывный хохот зрителей, после чего члены худсовета возмутились: «Зачем столько смеха на таком серьёзном спектакле? К чему всё это?» – вспоминает Алла Малкова-Мараш.В итоге портного Галина Дёмина сыграла ещё только раз, а потом эту роль отдали мужчине. Но это была огромная победа над собой и признание таланта актрисы.
Поразил её талант и будущего мужа – знаменитого нижегородского телережиссёра Михаила Мараша. Он, студент театрального училища, увидел её в спектакле и влюбился.
«Его родители были против этой свадьбы: «Как это – еврей женится на русской?». Но папа никого не хотел слушать. Он собрал чемоданы и ушёл жить к маме в общежитие. Причём в одном его чемодане были воротнички, а в другом – манжеты!» – смеётся Алла. Путь к известности Партнёрами Галины Дёминой на сцене Нижегородского театра драмы были знаменитые актёры – Владимир Самойлов, с которым она играла в спектакле «Орфей спускается в ад», Вацлав Дворжецкий. С ним они сыграли в легендарной постановке «Жили-были старик со старухой».
«Посмотреть этот спектакль приехал сам Григорий Чухрай и был поражён им. Он даже хотел снимать актёров в своём одноимённом фильме, но оказалось, что для ролей стариков на плёнке крупным планом оба они были слишком молоды», – рассказала Алла Малкова-Мараш.
Спектакль много лет поражал зрителей и критиков. А творчество вылилось у актёров в крепкую дружбу. С семьёй Дворжецких семья Марашей дружила все годы, что жила в Нижнем Новгороде.
«Мы были соседями. Вацлав Янович всегда, когда видел нас за окном, исполнял для нас на улице какой-то смешной танец-пантомиму, а однажды с охоты привёз нам море розовой вербы, и она стояла по всему дому!» – вспоминает Алла.В 1971 году Горьковский театр драмы был на гастролях в Москве. Галина Дёмина играла старуху Настасью в спектакле «Моё сердце с тобой». Присутствовавший в зале режиссёр Малого театра Борис Равенских был настолько ошеломлён игрой актрисы, что сказал коллегам: «Я не понимаю, что делать: бежать сейчас брать её в театр или смотреть дальше?». В итоге спектакль он досмотрел и пригласил Дёмину работать в Малый театр.
«Это было уже третье приглашение. Маму приглашали сначала во МХАТ, в «Синюю птицу», но она была беременна мной и не поехала. Потом её приглашали в Пушкинский театр, но она отказалась, а Малый любила всегда, перед приглашением туда не устояла», – улыбается Алла Михайловна.
Войти в круг избранных артистов великого театра было непросто, но вскоре Галина Дёмина по праву заняла там место одной из «великих старух». Так называли там это амплуа. И первым её так назвал Юрий Соломин.
«Её поначалу там никто не принимал за артистку. Она очень скромно одевалась, почти не красилась, ходила тихо. И все говорили «Кто это, похожая на Феклушу? Говорят – новая артистка», – вспоминает дочь.
В коллективе, сплошь состоящем из народных артистов, легенд советского театра и сцены Галина Яковлевна стала своей. Её полюбили. Она играла в таких успешных постановках Малого театра, как «Золотые костры», «Ретро», «Любовь Яровая», «Зыковы», «Дети Ванюшина», «Чудаки» и практически во всех пьесах Островского. Главная особенность дёминских героинь – органическая народность, естественность были ей подвластны как никому. Ряд знаковых ролей подарил ей признание коллег, критиков и поклонников. А вскоре в её жизнь вошло и кино.«Тогда ассистенты ездили по театрам, искали героев в разных городах. И когда увидели маму, пригласили в фильм «Веришь и не веришь». Это была небольшая роль. А потом они пошли одна за другой, – рассказала Алла Малкова-Мараш. – Она снималась в легендарном «Прощании» Элема Климова, «Трёх сёстрах» Сергея Соловьёва, «Борисе Годунове» и «Тихом Доне» Сергея Бондарчука. Там её партнёром по съёмочной площадке там был оскароносец Мюррей Абрахам. Он как-то сразу тёплыми чувствами к маме проникся и её отметил как актрису, что было очень приятно. Правда, в кино её часто приглашали на драмы. Я помню, она сидела как-то на кухне и говорила: «Господи, как я устала в кадре плакать».
И действительно, даже в небольших эпизодах, таких, как нянька Вера из «Гардемаринов, вперёд!» или баба Вера в сериале «Граница. Таёжный роман», у героинь Галины Дёминой всегда были драматические эпизоды. «Ведь сколько я матерей переиграла, сколько слёз на сцене пролила», – вспоминала она…
Сыграла Галина Дёмина и легендарную няню Пушкина Арину Родионовну в знаменитой серии «Ералаша».
А последними ролями актрисы стали Анфуса Тихоновна в спектакле «Волки и овцы» в Малом театре и бабушка в фильме «Мороз по коже», вышедшем в 2007 году, уже после ухода актрисы из жизни.
С тех пор прошло много лет, но зрители и сегодня добрым словом вспоминают актрису и её роли, вписавшие яркие страницы в отечественную книгу кино и театра.
Свежие комментарии