На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    Очень хотела посмотреть этот фильм, знала, что Кончаловский внесёт свой взгляд на героев фильма, личное отношение к т...Кинокритик Понома...
  • Taurus Zmei
    Пока за каждый пук будут спрашивать разрешение у Путина ни чего не измениться, проще отсидеться втихаря.Владимир Путин по...
  • Любовь Гришук
    Какая значимая работа Госдумы......В Госдуме уточнил...

40 лет назад в Горьком запустили метро

В эти ноябрьские дни 40 лет назад шли последние приготовления к большому событию: в Горьком открывалось метро. Построили шесть станций – от «Московской» до «Пролетарской». Это стало событием для всей страны, не говоря уже о жителях города. Стройка первого в Поволжье метро была грандиозной. Первый пошёл Вопрос о необходимости строить метро в городах-миллионниках, в том числе в Горьком, делегация нашего региона поставила на XXIV съезде КПСС весной 1971 года.

Было разработано технико-экономическое обоснование. Москва дала добро на проектирование первой очереди горьковской подземки, и 25 октября 1973 года состоялось большое совещание в обкоме партии.

Предстоящее строительство метро назвали делом исключительной важности для будущего города и всей области.

На тот момент в СССР действовали подземные трассы в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку. Строились в Харькове и Ташкенте. Нашему метро предстояло стать восьмым. Директор института «Метрогипротранс» Анатолий Луговцов пообещал, что технический проект первой линии будет разработан за два года. Обещание было выполнено.Летом 1974‑го предварительно согласовали трассу, определили границы стройплощадок.

Стояла сложнейшая задача. «Нужно убрать с пути тоннелей метро все коммуникации, которые в разных направлениях прошили землю под городом, – электрические кабели, канализацию, кабели связи, теплотрассы», – рассказывала «Горьковская правда».

Решением вопроса занялись специалисты восьми проектных организаций города. Между тем уже со всей страны летели письма: «Хотим участвовать в строительстве, дайте вызов!». Люди писали, что если их специальности не подходят, готовы даже специально выучиться на другие.

Тогда их просили подождать. Но вот 17 декабря 1977 года старт стройке был дан. На многолюдном митинге торжественно забили первую сваю в котлован будущей станции «Ленинская». «Первые удары молота, первые сантиметры стального двутавра, ушедшие под землю, – описывала газета, – туда, где уже совсем скоро будут возведены 100‑метровой длины бетонные волны свода станции «Ленинская».

Горьковское метро стало десятым в СССР и третьим в России. Народная стройка На стройплощадке «Ленинская» за работу взялись более 120 человек, в том числе специалисты, приехавшие прямо со строительства ташкентской подземки.Пуск первого участка горьковского метро запланировали на 1984 год. Однако сразу не всё пошло гладко. «Нет кранов, экскаваторов, бульдозеров, самосвалов», – сетовала «ГП» в феврале 1978‑го и рассказывала о случае, когда рабочим помогли экскаватором, но с таким двигателем, что машина не смогла заползти на трайлер. «Такая полупомощь хуже прямого отказа», – возмущалась газета.

Летом ситуацию осложнили дожди. Из-за них затянулась гидроизоляция днища котлована. «Только подсушат изолировщики рубероид, разогреют гудрон – глядь, небо снова прохудилось», – писала «ГП».

Простаивал проходческий щит. Его собрали в мае. «А вот защитовой комплекс никак не могут отгрузить из Москвы. Полтора месяца ждут метростроители механизм, без которого нельзя начать проходку тоннеля», – рассказывала газета.

В июле щит запустили. Он начал движение от станции «Ленинская» в сторону «Чкаловской».

Стройка, тем временем, набирала обороты. Вместе с метростроителями в ней участвовали работники почти 120 предприятия и организаций города. Они выполняли заказы подземки, выходили на субботники. «ГП» писала о «поистине народной стройке». Осторожно: двери закрываются! И вот – пуск пробного поезда. Это произошло в ночь на 9 октября 1985 года. «Уже к семи часам вечера станции «Заречная», «Ленинская», «Чкаловская» стали заполнять празднично одетые строители, эксплуатационники, представители городских организаций», – рассказывала газета.

По тоннелям провезли так называемую раму – стальную платформу заданных габаритов. Убедились, что помех нет.

На табло электронных часов горели цифры: 4.48. «И вдруг ночную тишину под белыми сводами станции разрывают короткие гудки идущего поезда. Через минуту сверкающий краской экспресс подкатывает к перрону. Машинист Александр Свинарчук и его помощник Владимир Якушев принимают поздравления первых пассажиров. Начальник станции «Заречная» Лариса Майорова поднимает жезл, в динамиках вагонов звучит долгожданное «Осторожно: двери закрываются!», – описывала торжественный момент «ГП».

Тоннель, который прокладывали почти год, поезд прошёл за две минуты. Пассажиры услышали: «Станция «Ленинская». Следующая станция – «Чкаловская».

Пуск пробного поезда прошёл без сбоев. Газета отметила, что это не праздник, а рабочий момент. Надо ещё многое успеть, чтобы не осталось ни одной недоделки. Всё дальше и дальше Праздник наступил 19 ноября. На станции «Ленинская», где была забита первая свая будущей подземки, состоялся торжественный пуск первого участка метро.«Сбылось! Почти восемь лет, с декабря 1977 года, жители трёх районов города – Канавинского, Ленинского и Автозаводского – терпели массу неудобств от соседства с самой большой стройкой города, от бесконечных переносов трамвайных путей, изменения маршрутов автобусов на самой напряжённой магистрали. И вот Горьковское метро начало перевозить пассажиров», – писала «ГП».

На следующий день метро принимало жителей города уже с 6 часов утра. Ожили автоматы, в которые полетели первые пятачки. «С этого дня без праздников и выходных метро должно работать как часы. Даже лучше: часы иногда встают», – отметила газета.Строительство, между тем, продолжалось. В августе 1987 года пошли поезда на участке «Пролетарская» – «Комсомольская». В ноябре 1989‑го открыли участок «Комсомольская» – «Парк культуры», через четыре года – «Московская» – «Бурнаковская». В ноябре 2002 года запустили станцию «Буревестник». Ещё через 10 лет поезда пошли в верхнюю часть города – до «Горьковской». В июне 2018‑го открыли станцию «Стрелка».

Сейчас идёт строительство ещё двух станций – «Площадь Свободы» и «Сенная». Открытие намечено на 2026 год.

В планах – станция «Сормовская».

 

Ссылка на первоисточник
наверх